Posted 25 октября 2019, 09:22
Published 25 октября 2019, 09:22
Modified 17 октября 2022, 14:40
Updated 17 октября 2022, 14:40
От главного финансового документа страны зависит, сколько и куда уйдет денег. Аналитика Новых Известий.
Основные денежные потоки ясны: экономика, пенсии, здравоохранение, образование, «коммуналка» и, конечно, всеми любимые силовики.
У КОГО ОТРЕЖУТ?
«Национальная экономика». Это различные программы поддержки бизнеса, льготы, субсидии, а также государственные инвестиции в проекты, которые создают новые рабочие места. Эту статью расходов в 2020 году сократят сразу на 12% (или на 345 млрд руб.) - до 2,551 трлн рублей.
Действительно, зачем на это тратить деньги, если Росстат и так докладывает о подъеме промышленности инеслыханном росте доходов? Народ с этим не согласен, но ни Минфину, ни Госдуме это не интересно.
В 2021 году расходы по этой статье тоже не дотянут до нынешних показателей, а более-менее приемлемого уровня в 3,152 трлн рублей достигнут только в 2022 году.
Хотя некоторые эксперты полагают, что прока от этой статьи расходов все равно не было.
«Не думаю, что урезание крайне неэффективно тратящихся ресурсов по статье «национальная экономика» как-то повлияет на темпы роста в сторону ухудшения. По уму, надо было бы просто на всю эту сумму «помощи» экономике и малому бизнесу, крайне неэффективно тратящихся нашей бюрократией, сократить налоги равномерно всем».
Дмитрий Милин, независимый аналитик
Пенсии. Расходы на них практически заморожены: в 2020 году они вырастут лишь на 20 млрд рублей (или на 0,6%). В 2021-м и вовсе будут сокращены на 12 млрд по сравнению с 2019 годом, а в 2022-м – на все 38 млрд рублей. Пенсионная реформа в действии! Пусть у граждан проблемы с существованием, зато бюджет экономит деньги.
ЖКХ. На этой статье в 2020-м тоже хорошо сэкономят: здесь и так небольшие деньги, всего 290 млрд в этом году, а в 2020-м федеральная казна выделит и того меньше на 248 млрд (–14,5%). А программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья по состоянию на 1 октября исполнили лишь 25 субъектов.
«Регионы на данный момент из-за недостатка собственных доходов не способны решить все проблемы в сфере ЖКХ. Кардинально изменить ситуацию может только финансирование из федерального бюджета».
Иван Антропов, независимый эксперт-аналитик
Образование, спорт и субсидии регионам. И эта статья бюджета попадет под нож. Учебные заведения в 2020-м получат почти на 15% меньше - 886 млрд вместо 899 в уходящем году. Расходы на спорт в течение 2 лет сократят на 30,3% - до 60 млрд рублей, а субсидии регионам уменьшатся с 1038 млрд до 1008 млрд в 2020-м, и до 995 млрд рублей - в 2021-м.
Зато самым бедным африканским странам Россия недавно подарила 20 млрд долларов (почти 1,28 трлн рублей). Долг им просто-напросто простили... Жаль, что родная наша Сибирь находится не в Африке.
КОМУ ЖЕ ДОБАВЯТ?
Тем не менее совокупные расходы бюджета в 2020 году увеличатся на 365 млрд рублей, значит, должны быть направления, где финансирование увеличится.
СМИ. Государственные расходы по этой статье в 2020 году увеличатся на 3,4% - до 91 млрд рублей.Оборона. Расходы будут постепенно расти с 1,005 трлн до 1112 трлн рублей.
Медицина. Вместо 739 млрд рублей в 2019 году, в следующем здравоохранение профинансируют на 990 млрд. Правда, затем расходы снизят до 949 млрд. Но и этих денег не хватит для того, чтобы решить проблемы с зарплатами врачей и обеспечить больницы техникой и лекарствами. По данным съезда Национальной медицинской палаты, на здравоохранение необходимо еще как минимум 2,7 трлн рублей. Ни Фонд ОМС, ни регионы таких трат не потянут. Поэтому прибавка в 251 млрд рублей просто несерьезна.
Национальная безопасность. Это финансирование Росгвардии, МВД, прокуратуры и прочих силовиков. На эту статью расходы вырастут сильнее. Если в 2019 году незасекреченные расходы составляют 1,376 трлн рублей, в 2020-м будет уже 1,455 трлн, в 2021-м – 1,497 трлн, в 2022-м – 1,544 трлн рублей. Рост на 12,2% за 3 года. Но это мелочи. Гораздо больший рост идет по засекреченным статьям.
Всего на силовиков, включая их засекреченные траты, в 2019 году потратят 5,543 трлн рублей, а в 2022-м – уже 7,145 трлн! Рост на 29%.
В общем, Россия упорно идет к засекречиванию бюджета: в 2022 году уже треть бюджета окажется под грифом «секретно».
ГДЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ?
«При подготовке бюджета исхoдили из того, что он должен быть социально ориентирован - этo важнейшее направление» - заявил Дмитрий Медведев на заседании правительства в сентябре.
Однако аналитики сомневаются, что так выглядит социально-ориентированный бюджет.
«Это в первую очередь силовой бюджет. Бюджет поддерживает силовиков, а силовые структуры поддерживают режим».
Евгений Ясин, министр экономики России 1994-97 годов, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
«Безусловно, в России не «социально ориентированный бюджет», но в абсолютных числах наши расходы на оборону невелики и уступают даже расходам на оборону Индии и Саудовской Аравии. Но проблема не в абсолютной величине, а в относительной. В ситуации стагнирующей целое десятилетие экономики оборонные расходы относительно велики, но если бы наша экономика последние годы росла бы даже не как китайская на 6-8%, а хотя бы на 2-3% в год в среднем, нынешний размер оборонных расходов был бы не столь обременительным и нам хватало средств и на образование, и на медицину, а может, и пенсионный возраст поднимать не пришлось бы».
Дмитрий Милин
НА ЧТО НЕ ПОТРАТИЛИ, А МОГЛИ БЫ...
Эксперты полагают, что можно более эффективно распределить бюджетные расходы. Тем более что деньги есть, и даже больше, чем необходимо на покрытие текущих нужд. В 2019 году излишки составят 1,48 трлн рублей – это 1,4% ВВП. Если верить Минфину, в ближайшие три года доходы превысят расходы на сотни миллиардов рублей, и к нынешним «лишним» должны прибавиться еще 1,78 трлн. Этих денег могло бы хватить, чтобы каждому пенсионеру ежемесячно доплачивать почти по 2 тысячи на протяжении 3 лет.
«Лучше, чтобы были большие доходы, и чтобы эти средства вкладывались в рост экономики. Но мы этого не видим. Политика режима заключается в сдержанном поведении и сокращении расходов».
Евгений Ясин
«В более весомом увеличении финансирования нуждается медицина. Рост финансирования в 2020 году, в лучшем случае, поможет лишь остановить рост задолженности медучреждений и притормозить развал отрасли. Но он не поможет решить даже нынешних проблем с зарплатами врачей, которые кардинально отличаются от декларируемых в худшую сторону, не говоря уже о выводе медицины на мировой уровень».
Иван Антропов
Деньги в бюджете есть, он профицитный, однако при этом инфраструктурные проекты продолжают испытывать дефицит средств: в стране по-прежнему лишь половина дорог соответствуют нормативам. Не развивается энергетическая инфраструктура: за Уралом дешевый и удобный до сих пор экзотика (дровами, углем и мазутом продолжают топить на большей части России XXI века), в плачевном состоянии канализации и водопроводы. На результаты нацпроектов никто всерьез не рассчитывает: до сих пор они состоят в основном из проблем. Финансирование регионов не отлажено, а частные инвесторы не торопятся вкладываться в предлагаемые проекты.
Расходы на инфраструктуру оказались где-то на задворках. Хотя везде много говорят об инфраструктуре, о том, что ее необходимо модернизировать. Однако действительно значимые средства на это не выделяются.
Да, с нацпроектами дело сдвинулось с мертвой точки. Нацпроект по развитию магистральной инфраструктуры самый дорогостоящий – на это за 6 лет должно быть потрачено из федеральной казны 3,028 трлн. Плюс на нацпроект «БКАД» за 6 лет потратят 440,9 млрд. Оба эти проекта развивают транспортные пути, однако инфраструктура – это не только автомобильные трассы и железные дороги. Это и энергетика, связь, инфраструктура промышленности, авиационная инфраструктура. И никто подробно не обсуждает финансирование, например, газификации восточной части страны.
При этом и в Европе, и в США инфраструктура – важнейшая точка приложения инвестиций. В Германии по итогам 2018 года профицит бюджета составил 12,8 млрд евро. Но эти деньги не положили «в кубышку» на чёрный день, а распределили в 2019-м на дороги, школы и оборону. В США развитие инфраструктуры явилось основой политики Трампа: в прошлом году он представил план развития инфраструктуры на 1,5 трлн долларов. Реальные расходы меньше, но все равно составляют весомую часть бюджета. В 2018 году на инфраструктуру было выделено 21,2 млрд долларов – это примерно 1,33 трлн рублей. Средства потратили на дороги, развитие интернета, малых аэропортов в небольших городках и другое.
ВЫВОД: ТРАТИМ НА СИЛОВИКОВ И ОТКЛАДЫВАЕМ НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ
Деньги, которые тратить можно, идут в первую очередь на силовиков, а которые нельзя (согласно бюджетному правилу, в 2020-м нельзя будет тратить деньги, полученные от реализации нефти дороже 42,4 долларов за баррель) – идут на покупку валюты, которая откладывается в Фонд национального благосостояния.В следующем году Минфин намерен занять 2,38 трлн рублей, а в 2021-м – 2,56 трлн. В общем, откладываем на черный день. Ну, или на «помощь другу».
Например, из средств ФНБ планируется дать кредит Египту на льготных условиях для строительства АЭС...Получается, что безопасность и запасы – наше все.
«К сожалению нынешний профицит бюджета не является признаком здоровой экономики. Признаком здоровой экономики является устойчивый рост как минимум на 2-3% в год, чего в России не наблюдается уже 10 лет, за которые средний темп роста ВВП - 0,88% в год. Российская экономика находится в «застое» аналогичном советскому, который, по сути, погубил СССР в 1980-х».
Дмитрий Милин