Posted 17 ноября 2019, 18:21

Published 17 ноября 2019, 18:21

Modified 17 октября 2022, 14:45

Updated 17 октября 2022, 14:45

Власти Удмуртии не в лучшей реформе

17 ноября 2019, 18:21
Добровольно-принудительная реформа самоуправления в республике переросла в политический демарш: на этой неделе сельсоветы Можгинского района один за другим проголосовали против намерения резиденции объединить их с городом в единый муниципальный округ.

За пару дней против ликвидации сельского самоуправления высказались депутаты пяти поселений – в Пазяле, Большой Уче, Пычасе, Кватчах и селе Можге. На территориях, где народные избранники выступили за сохранение сельсоветов, проживает почти половина районного населения.

За полвека Можгинский район не раз перекраивали под хозяйственные и политические нужды начальства, и селяне прекрасно помнят, как поочередно с карты района исчезали деревни.

В последний раз поселения здесь объединяли ровно за год до назначения в Удмуртию Александра Бречалова, и тогдашнее преобразование лишний раз убедило селян: укрупнение муниципалитетов ничего хорошего им не сулит.

За двумя зайцами

Ситуация в Можгинском районе заметно отличается от остальных сельских муниципалитетов республики, вставших на «путь реформ». По сути, в Можгинском районе планируется двойное объединение: власти одновременно хотят собрать в единый муниципалитет и поселковые сельсоветы, и городскую администрацию.

Если на объединение в рамках сельского района деревенские жители худо-бедно согласны, то слияние с Можгой несет им самые серьёзные риски: для селян объединение с городом – худшее из зол. Как следует из неофициальных бумаг, реформаторы планируют понизить поселковые администрации до уровня территориальных секторов, а ключевое для района Управление развития села пристегнуть к экономическому блоку окружной мэрии. Кроме того, до выборов нового руководства округа именно Можга станет полноправным «преемником» района – в частности, сельскую казну передадут в управление городским чиновникам.

Ликвидируя остатки юридической и финансовой самостоятельности, деревни вполне обоснованно опасаются остаться один на один со своими проблемами – гарантировать лучшую жизнь районное руководство сегодня может только на словах.

Обет молчания

Первую официальную информацию об укрупнении муниципального района можгинские власти озвучили на общественных слушаниях 6 ноября. Судя по презентации градоначальника Михаила Трофимова, в Можге острее всего чувствуется нехватка земельных участков для многодетных и щебёнки для местных дорог. В случае объединения, по словам Трофимова, город прирастёт районной землёй для льготников и сможет экономить на добыче щебня. А ещё – решит проблему с каскадом местных прудов.

«Такие аргументы не выдерживают даже поверхностной критики, – возражает депутат местной гордумы Юрий Балахонцев, открыто выступивший против реформы. – Обеспечение Можги сырьевыми ресурсами – это, как минимум, лукавство, поскольку их добычей занимаются юрлица с соответствующими разрешениями. А земельные участки для городских льготников, коих в очереди около двухсот, власти, по всей видимости, планируют раздавать в деревнях. Насколько устроит очередников такая перспектива – чиновникам виднее».

По словам Балахонцева, большинству можгинцев до сих пор не ясно, для чего и кому нужны такие масштабные преобразования. «У реформаторов был целый месяц на подготовку к слушаниям и разъяснение своей позиции, но они предпочли отмолчаться», – подчеркивает депутат.

Сэкономят на демократии

Один из главных аргументов власти в пользу реформы – сокращение числа чиновников и депутатов – эксперты также считают спорным.

«Экономическая целесообразность реформы выглядят не очень убедительной. К сожалению, никто так и не предоставил расчета, почему на избрание одного депутата поселения тратится более 100 тысяч рублей, – комментирует политолог Павел Заболотских. – Ну а сокращения специалистов на селе приведут к резкому снижению доступности большинства государственных и муниципальных услуг. Этот процесс уже прошли в медицине, теперь очередь за госуслугами».

Мнение политолога подтверждает и районный депутат Андрей Максютин. «Единственная цифра, которую нам озвучили власти – экономия в 30 миллионов рублей, при этом никто так и не смог объяснить, на какие цели пойдут эти деньги», – рассказывает народный избранник.

В самой возможности объединения сельских поселений Максютин не видит ничего плохого, однако спешка и параметры нынешнего преобразования вызывают у депутатского корпуса справедливые опасения. Ранее на общественных слушаниях народный избранник предложил преобразовать Можгинский район в формате остальных муниципалитетов республики – без объединения с городом. Негласно эту позицию сегодня разделяет большинство сельских депутатов.

Непокорный Пазял

Деревню Пазял, что в 25 километрах от Можги, отыскать на карте непросто: «самая большая удмуртская деревня в мире», как ее неофициально зовут сами пазяльцы, затерялась где-то между Можгой и Вавожем.

Именно здесь депутаты первыми в республике отстояли свою самостоятельность, проголосовав против навязанного сверху решения. «В нашей деревне не стоял вопрос за или против реформы, здесь никому ничего объяснять не нужно – рассказывают работники местного сельхозпредприятия «Родина». – Мы хорошо знаем свою историю, помним те последствия, что наступили после укрупнения колхозов при Хрущеве, когда малые деревни попросту исчезли, никто не хочет повторения этого».

В советские годы хозяйство Пазяла находилось в составе большеучинского колхоза «Россия», а сама деревня была приписана к соседнему сельсовету. Несамостоятельность серьёзно мешала развитию деревни и обострила отношения с Большой Учей.

В 2016 году районные власти планировали заново присоединить Пазял к большеучинскому сельсовету, однако наступать на старые грабли в деревне не стали.

Району удалось продавить вопрос слияния по другую сторону от города – там 16 населенных пунктов объединили в поселение с центром в селе Можге. Спустя три года поспешное укрупнение не вызывает у деревенских жителей ничего, кроме возмущения. На позавчерашнем голосовании по муниципальной реформе Бречалова 9 из 10 селоможгинских депутатов проголосовали против.

Предвыборная реформа

«Сама идея создания муниципальных округов объяснялась авторами как необходимость при сокращении сельского населения, и в этом есть определенная логика, – соглашается Павел Заболотских. – Кроме того, высказывалось мнение о высокой стоимости двухуровневой системы местной власти».

Эксперт отмечает, что одним из авторов законопроекта выступил сенатор Олег Мельниченко, в недавнем прошлом – заместитель приволжского полпреда президента, отвечающий за политические процессы и избирательные кампании в ПФО.

«Причины реформы, а если быть более точным, контрреформы местного самоуправления лежат в политической плоскости, – уверен политолог. – Речь идёт о выборах 2024 года, и главная задача конструкции власти – обеспечить управляемый и легитимный процесс по передаче полномочий определенному заранее преемнику».

Часть наблюдателей, напротив, считает, что как таковой кремлевской установки на скорейшую ликвидацию муниципального самоуправления нет, и реформы в регионах – скорее рвение самих губернаторов.

Эта версия вполне отвечает нынешним планам главы республики, для которого выборным годом станет 2022-й – именно к этому сроку удмуртские власти решили расправиться с поселенческим уровнем. Резкое сокращение районных глав позволит главе Удмуртии в ручном режиме расставить нужные фигуры и обеспечить себе необходимое усиление полномочий на второй срок.

– Неизбежные отставки глав поселений, которые последуют после образования муниципальных округов, несут в себе значительные риски, поскольку именно этот уровень власти отвечал за результаты выборов. Большинство из этих глав прошли уже не одну избирательную кампанию, – отмечает Павел Заболотских.

Так или иначе, протестное голосование деревенских депутатов перечеркнуло планы резиденции провести реформаторский блицкриг: 131-й федеральный закон запрещает формировать муниципальный округ, если против проголосовали хотя бы два поселения, а таковых в Можгинском районе пять.

Некоторые из опрошенных Udm-Info депутатов опасаются, что власти попытаются пренебречь этой нормой – обтекаемые формулировки выдвинутой инициативы оставляют им место для манёвра.

Впрочем, продолжение поселковой кампанейщины может дорого обойтись #КомандеУдмуртии. Решится ли резиденция на обострение конфликта – узнаем на следующей неделе.

Подпишитесь