Posted 30 декабря 2019, 09:35

Published 30 декабря 2019, 09:35

Modified 17 октября 2022, 14:25

Updated 17 октября 2022, 14:25

Эволюция коллекторов

Эволюция коллекторов

30 декабря 2019, 09:35
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Осенью СМИ опубликовали просьбу коллекторов о защите их от должников. Взыскатели просят внести поправки в действующий закон о деятельности коллекторов. Как получилось, что «охотники» превратились в «жертву»?

Коллекторы появились в России около двадцати лет назад. За это время они проделали путь от полной безнаказанности до работы по жестким и четким инструкциям. В этом по большей части виноваты они сами. Новости и шокирующие передачи с регулярностью появляются на ТВ. А понятие «коллектор» стало синонимом беспощадных бандитов из суровых 90-х.

1 этап – 90-е годы XX века

Самого понятия коллекторов еще не было. Не существовало и организаций, занимающихся такой деятельностью. Деньги в основном занимали друг у друга бизнесмены. С теми, кто не хотел возвращать долги, работали выбивалы, которые, по сути, являлись бандитами.

2 этап – с 2000 по 2007 год

В эти годы начинают открываться первые организованные коллекторские бюро. Их создавали сами банки, и коллекторы одного банка работали только с задолжавшими заемщиками своей кредитной организации. Например, в 2003 году такое агентство создал банк «Русский Стандарт». Вслед за банками к деятельности примкнули отдельные бизнесмены, открывая службы по выкупу долгов. В 2004 году открывается агентство ФАСП, чуть позже – «Секвойя кредит консолидейшн». В то же время частные «выбивалы» продолжают свою работу.

3 этап – с 2007 по 2013 год

К этому времени о деятельности коллекторских служб и о них самих у общественности складывается стойкое негативное впечатление. Поэтому было решено создать такую организацию, которая бы осуществляла контроль за работой коллекторов и стимулировала работать добросовестно. Так была создана НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств).

В 2008 году НАПКА выпускает кодекс, в соответствии с которым должны были работать взыскатели. Но возникли сложности. Работать в соответствии с инструкцией обязаны были только члены ассоциации. Все остальные могли придерживаться любых внутренних правил, не всегда законных и человечных.

В конце концов это привело к двоякой ситуации. Например, Верховный арбитражный суд постановил, что банки имеют право переуступить долг некредитной организации. Однако, согласно постановлению Пленума Верховного суда, перед продажей долга необходимо было заручиться согласием на это должника.

Руководитель Роспотребнадзора в 2011 году высказал мнение, что деятельность коллекторов вообще противозаконна.

В итоге неразбериха повлекла за собой то, что большинство коллекторских бюро использовали при работе с должниками слишком жестокие методы.

Согласно Кодексу коллекторы могли нести ответственность за свою деятельность только в соответствии со статьями общего Уголовного кодекса – вымогательство, неприкосновенность, тайна переписки и частных разговоров и некоторые другие статьи.

Исследование подготовлено авторами портала о микрофинансах Zaim.com

4 этап – с 2013 по 2016 год

В 2013 году был выпущен первый закон о потребительском кредитовании. В нем в том числе оговаривались взаимоотношения заемщика не только с кредитором, но и с коллекторами. Кроме того, отдельным пунктом были вынесены санкции, касающиеся коллекторских служб.

Однако закон регулировал только потребительское кредитование. В других случаях работа продолжалась по принятым ранее правилам.

В 2015 году Верховный суд постановил разрешить кредитным организациям передавать долги заемщиков третьим лицам без его согласия на это.

Казалось бы – принятые нормы должны были повлиять на существующую ситуацию, на практике же добиться этого было гораздо сложнее.

В СМИ стали появляться шокирующие новости о противоправных действиях взыскателей из коллекторских служб.

5 этап – с 2016 года по настоящее время

Противозаконные действия коллекторов проводят к тому, что государство решает ужесточить рамки их деятельности.

В 2016 году принимается закон, который четко регулирует действия взыскателей.

Так, устанавливаются три способа связи с должником: голосовые и текстовые сообщения, в том числе и телеграммы, почтовые отправления, а также звонки и встречи.

Четко оговаривается количество звонков в месяц – не больше 8, а также сообщений – не больше 16. Ежемесячных встреч должно быть не больше 4. Время для звонков определено с 9 до 20 в выходные и праздничные дни и с 8 до 22 – в будние дни. Кроме того, коллекторам предписывается записывать и сохранять все звонки, сообщения и разговоры при личных встречах.

Унижать должника и угрожать ему строго запрещено

Не все организации смогли продолжить свою деятельность. Теперь это могли делать только те агентства, которые включены в госреестр, кроме того, их активы должны составлять не менее 10 млн рублей. Таким образом, с рынка кредитования отсеялось некоторое количество коллекторских служб.

Появилось и еще нововведение – взыскатели стали обязаны заключать договор страхования на случай возможных убытков должнику во время деятельности по возвращению долгов. Сумма по страховке не допускается ниже 10 млн рублей.

В конце 2016 года был подписан указ о том, чтобы назначить ФССП и Министерство юстиции надзорными органами по контролю за работой коллекторских бюро. ФССП ответственны за реестр агентств, а также должны контролировать их работу. Минюст – осуществляет нормативно-правовое регулирование.

Не все коллекторы еще поняли всю серьезность намерений государства и продолжают работать в разногласии с новым законодательством. За что получили внушительные штрафы. Некоторые агентства и вовсе были лишены лицензии.

Несмотря на предпринятые меры, в 2018 году жалобы на коллекторов выросли на 1/3 по сравнению с 2017 годом. СМИ продолжают публиковать шокирующие новости. Но тут нужно понимать – коллекторскими агентствами можно называть только те организации, которые включены в госреестр. Все остальные работают нелегально и относятся к черным кредиторам.

Что в итоге

Специалисты высказывают мнение, что существующее законодательство в этой сфере имеет еще много несовершенств. В связи с этим министерство юстиции подготавливает новый законопроект, который уже учитывает предыдущие ошибки и направлен на еще большую защиту должников.

Коллекторы возмущены таким положением, поэтому НАПКА составила ряд поправок к законопроекту. Можно отметить, что это справедливо. Если должники хотят тактичного обращения, они должны гарантировать его и со своей стороны.

Подпишитесь