Posted 16 февраля 2020, 21:23
Published 16 февраля 2020, 21:23
Modified 17 октября 2022, 14:43
Updated 17 октября 2022, 14:43
В 90-е годы в России было введено перекрестное субсидирование — так государство пыталось сократить тарифную нагрузку на потребителей и переложить на бизнес обязанность оплачивать часть электроэнергии, потребляемой населением. Оценки экспертов по поводу объема перекрестного субсидирования разнятся и составляют в среднем 324 миллиарда рублей в год. Об этом пишут «Новые известия».
В последние годы нагрузка на бизнес распределяется неравномерно. Существует три категории потребителей: низкого, среднего и высокого напряжения. Первым двум электричество поступает из распределительных сетей, а последним — из магистральных. Из-за тарифной разницы со всем объемом перекрестного субсидирования вынуждены справляться потребители низкого и среднего напряжения — малый и средний бизнес. При этом крупные корпорации, относящиеся к последней категории потребителей, «тянут» меньшую нагрузку.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин заявил, что проблему перекрестного субсидирования можно считать глобальной, однако к ее решению до сих пор никто не приступил. Поскольку правительство не имеет политической воли, то проблема постоянно откладывается. Если раньше перекрестное субсидирование составляло 50 миллиардов рублей, то сейчас оно увеличилось в шесть раз до 300 миллиардов рублей, подчеркнул Пикин.
Для решения этой проблемы Минэнерго РФ выступило с предложением справедливого распределения нагрузки перекрестного субсидирования. В случае реализации идеи уже с 2021 года тариф на передачу энергии по магистральным сетям увеличится, а финансовые расходы на оплату электричества малого и среднего бизнеса уменьшатся.
Директор Департамента по связям с органами власти Ассоциации НП ТСО Наталья Готова заявила, что после смены правительства крупный бизнес активизировал информационное давление на общество, чтобы доказать отсутствие необходимости проведения дифференциации тарифов, однако пришло время уравновесить нагрузку. В последние годы вся социальная нагрузка за тарифы ложится на плечи малого и среднего бизнеса. Дифференциация тарифов позволит ФСК перераспределить перекрестное субсидирование таким образом, чтобы часть нагрузки взяли на себя корпорации, которые долгое время не платили за это. Если инициатива Минэнерго будет реализована, то тарифы для МСБ могут понизиться до 6–7% к 2023 году, сказала Наталья Готова.
По поручению вице-премьера Юрия Борисова специально созданная рабочая группа оценит влияние дифференциации тарифов на экономику российских регионов. Вероятно, механизм распределения тарифов будет дорабатываться. В настоящее время обстоятельства несправедливы по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса, которым ничего не остается, кроме как субсидировать корпорации, подчеркнул Борисов.