Posted 5 марта 2020, 07:55
Published 5 марта 2020, 07:55
Modified 17 октября 2022, 14:48
Updated 17 октября 2022, 14:48
Фейсбук и Твиттер посчитали, что проще платить штрафы, чем переносить данные пользователей на серверы внутри России. Эксперты предупреждают об угрозе превращения интернет-гигантов в «интернет-государства», способные диктовать свои условия и даже воевать, пишет издание rostovgazeta.ru.
В 2015 году в РФ вступили в силу поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязывающие все интернет-компании хранить данные о российских пользователях на территории нашей страны. К тому времени в мире уже случилось несколько крупных утечек личных данных, и это привело к потерям миллиардов и репутационным скандалам. При этом самые большие утечки были как раз с серверов, арендованных крупными компаниями. А иногда и по их вине.
В феврале мировой суд Таганского района Москвы вынес первые административные решения о повышенных штрафах для иностранных компаний, которые нарушают закон о локализации данных пользователей на территории России. Сами поправки, устанавливающие повышенные штрафы, президент Владимир Путин подписал в декабре 2019 года.
Суд обязал компании Twitter и Facebook выплатить по 4 млн рублей в течение 60 дней после вступления решений в силу.
Роскомнадзор заявил, что готов сотрудничать с крупнейшими представителями социальных медиа и мессенджеров. Но в Twitter и Facebook предложение о диалоге игнорируют.
Эксперты считают, что такое «поведение» иностранных компаний будет продолжаться, потому что им проще уплатить копеечные, по их меркам, штрафы, чем выполнять требования о переносе данных на серверы в России.
«Штрафы иностранные компании будут платить в рублях. Сами понимаете, рубль по отношению даже к доллару и евро довольно-таки низко котируется, поэтому эти штрафы для них крайне незначительны. Та инфраструктура, которую они бы создали на территории России, обходилась бы им гораздо дороже, поэтому проще заплатить штраф», — сказал порталу «Роскомсвобода» гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
Закон о хранении данных российских пользователей на территории РФ обязателен для всех участников рынка. Большинство из них согласились на это, включая таких гигантов как AliExpress, Google, eBay и PayPal. Но некоторые пошли на конфронтацию.
Показательна история с соцсетью профессионалов LinkedIn. Компания отказалась переносить данные в РФ и была заблокирована.
В апреле 2019-го суд уже привлекал Twitter и Facebook к ответственности, оштрафовав обе компании на… 3 тысячи рублей. Интернет-общественность высмеяла эти штрафы, и в Госдуме предложили многократно повысить штрафы. И повысили: согласно декабрьским поправкам, за первое нарушение должностные лица заплатят от 100 до 600 тыс. рублей, юридические — до 6 млн. При «рецидиве» компании могут попасть на штраф до 18 млн рублей.
Однако, полагают эксперты, и теперь крупные зарубежные игроки предпочтут заплатить штраф, чем исполнять российские законы.
«Штрафы скорее побудят их в какой-то момент отказаться от локализации, от рынка, идя примерно по тому же пути, по какому пошел LinkedIn. Это не значит, что россияне не смогут пользоваться сервисами, но они будут доступны с некоторым набором технических ограничений», — заявил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев «Коммерсанту».
В прошлом году это подтвердил и основатель Facebook Марк Цукерберг.
«Если мы будем строить там свои центры, а не просто кэшировать нечувствительные данные, то им будет намного проще получить доступ к информации. Поэтому лучший способ защитить данные — не хранить их вовсе», — писал Цукерберг.
Сегодня и правительства других стран признают: гиганты вроде Facebook, Twitter и Amazon стали настолько влиятельными, что могут конкурировать с государствами и международными организациями, диктовать свои правила.
Эксперты же говорят уже и о том, что условный Facebook уже видит себя неким «интернет-государством», которое способно выпустить свою валюту, вести переговоры с правительствами и даже объявлять им войны.
О политическом влиянии интернет-гигантов впервые громко заговорили после президентских выборов в США 2016 года. Тогда их обвиняли в помощи распространению «оплаченной политической рекламы». Сегодня эти платформы разрабатывают свои правила политической агитации и рекламы, вводя ограничения и запреты на агитацию и политпропаганду. И это уже практически полноценная государственная политика в области регулирования информации.
В США призывают разделить интернет-гиганты на несколько независимых компаний, чтобы уменьшить их почти беспредельное влияние на рынки и умы. В первую очередь говорится о Microsoft, Facebook, Twitter, Amazon, Alphabet (материнская компания Google).
Сенатор-демократ Элизабет Уоррен в своей программной статье призывает принудительно раздробить крупнейшие IT-компании, запретив им одновременно владеть интернет-платформами и быть ключевыми продавцами услуг и товаров. Идею сенатора можно понять как призыв раздробить образующиеся цифровые квазигосударства еще в зародыше, предотвратив таким образом будущие электронные войны.
В этой связи российским законодателям целесообразнее и дальше ужесточать штрафные санкции в отношении компаний, которые игнорируют национальное законодательство.
Есть в этом плане и успешный международный опыт. В 2019 году Федеральная торговая комиссия США предъявила Facebook самый крупный в истории штраф в 5 млрд долларов за утечку данных пользователей. Компания согласилась заплатить штраф и признала свою вину. И этот штраф, в отличие от 4 млн рублей, был намного ощутимее.