Posted 10 мая 2020, 06:34

Published 10 мая 2020, 06:34

Modified 18 октября 2022, 05:22

Updated 18 октября 2022, 05:22

Пожар среди потопа

10 мая 2020, 06:34
В Удмуртии, занимающей второе место по смертности от коронавирусной инфекции, снова рвутся снаряды, власти не исключают введения режима ЧС.

Удивительная тенденция

В конце прошлой недели Удмуртия оказалась в числе регионов в самой высокой смертностью больных коронавирусом. Это стало следствием удивительной тенденции: заболеваемость коронавирусной инфекцией в республике снижалась, а смертность от нее росла. Чуть опустить регион в этом малопочетном рейтинге могло резкое увеличение количества заразившихся, и оно вдруг случилось — 3 мая стало известно о 43 новых выявленных случаях COVID-19.

Столь резкое одномоментное увеличение числа заразившихся вызвало удивление: за всю предшествующую неделю было выявлено меньше 70 случаев, а тут вдруг сразу 43. А где удивление, там и подозрения в попытках республиканских властей манипулировать статистикой. Впрочем, попытки эти, если и имели место, ничего, по сути, не дали: несколько дней Удмуртия была третьей по смертности больных коронавирусом, но 7 мая стало известно еще об одном скончавшемся, и, по данным на вечер 8 мая, наш регион новь занимает вторую строчку рейтинга.

ТОП-10 регионов по летальности от коронавируса (по данным Яндекса) на 8 мая:

  • Адыгея — 3,30%,
  • Удмуртия — 3,19%,
  • Псковская область — 2,96%

На 8 мая в республике зарегистрировано в общей сложности 352 случая заражения коронавирусной инфекцией, 106 человек выздоровели, 11 заболевших скончались. Состояние заболевших: 190 в удовлетворительном состоянии, 36 средней степени тяжести, 9 в тяжелом состоянии.

Все, что смогли

Другой обращающий на себя внимание факт: подавляющее число скончавшихся больных коронавирусной инфекцией — это пациенты ГКБ№ 1. Все они, по словам министра здравоохранения Удмуртии Георгия Щербака, поступили в медицинское учреждение до выявления у них COVID-19 и имели серьезные хронические заболевания.

Семь из одиннадцати умерших — мужчины в возрасте 62, 59, 66, 67, 69 и 72 года. Четыре скончавшиеся женщины также входили в группу риска, им было 54, 74, 68 и 82 года. Как сообщил глава республики Александр Бречалов, у четверых скончавшихся имелись злокачественные новообразования в терминальной стадии, у троих — хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Одна зараженная перенесла инсульт, а у одного мужчины были осложнения из-за сахарного диабета. Также известно, что одна погибшая была ВИЧ-инфицирована.

Единственным скончавшимся, не имевшим хронических заболеваний, стал 72-летний мужчина, о смерти которого стало известно 7 мая. Он поступил в больницу с пневмонией, был помещен в отделение интенсивной терапии (но не подключен к ИВЛ). После стабилизации состояния больной был переведен в отделение, где скоропостижно скончался.

«Медики сделали все, что могли», — сказал глава Удмуртии.

Надо снять

Второе место в печальном рейтинге явно держит руководство Удмуртии в напряжении. Не может не держать, даже несмотря на то, что официально такого показателя, как соотношение числа смертей к количеству заразившихся, не существует. Рейтинг этот на виду, в федеральном минздраве не заметить его не могут, а Удмуртия у федерального министра и так не на хорошем счету. У министра к работе властей республики были претензии, официально которые никто так и не снял.

Хотя надо бы снять. Судя по официальным заявлениям, Удмуртия перевыполнила установленный минздравом РФ план по развертыванию коек: вместо 751 койки получилось 935 (в пяти больницах — РКИБ, Завьяловской больнице, а также в городских больницах Ижевска № 2, 7 и 8).

В мае, заявил Александр Бречалов, будет дополнительно развернуто еще 450 коек. Койки развернут в двух больницах Воткинска, а также в Сарапульской, Можгинской и Глазовской больницах, они позволят в случае экстренной ситуации не возить больных в столицу.

Хватает, по его словам, и аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) — к ним подключены больше 100 коек (используется пока только один аппарат).

«Тем не менее, мы и дальше будем укреплять наш коечный фонд именно ИВЛ. В мае от Минпромторга мы получим еще 61 новый аппарат ИВЛ», — заявил Александр Бречалов.

Переформатирование после оптимизации

Развертывая дополнительные койки, власти республики, тем не менее, уже концу мая планируют вывести ее из режима самоизоляции. По словам главы региона, разрабатывается не только план по выходу региона из режима самоизоляции, но и некие «правила жизни».

«Мы сейчас всей командой готовим новые правила жизни. Потому что… в таких условиях, условиях с некоторыми ограничениями, мы будем жить еще очень долго», — заявил Александр Бречалов.

Это заявление многих заставило напрячься. «Правила жизни» от #КомандыУдмуртии — уже само по себе это звучит пугающе. Но по-настоящему слышавшие главу региона на уходящей неделе напряглись после его обещания «переформатировать здравоохранение».

«Нам вместе с вами предстоит практически переформатировать здравоохранение. Это касается и ремонта больниц, и оснащения их оборудованием, и перепрофилирования площадок», — заявил он студентам и ординаторам Ижевской государственной медакадемии.

Среди участников онлайн-конференции с Александром Бречаловым были и преподаватели академии, которые наверняка хорошо представляют себе, что такое «переформатирование» медицины после так и не завершившейся, но успешной ее «оптимизации».

Снова Пугачево

Надо полагать, «переформатированием» медицины глава Удмуртии собирается заняться после окончательной победы над COVID-19. Но до победы этой еще далеко. Ситуацию, в которой оказались власти региона, осложняет вынужденная борьба на два фронта — у поселка Пугачево снова начали взрываться разбросанные по лесу артиллерийские боеприпасы.

Это те самые снаряды, которые разбросало по огромной территории взрывами на 102-м арсенале Минобороны РФ рядом с поселком Пугачево. Утилизировать их должны были в рамках государственного контракта с компанией «Форпост Балтики Плюс». По данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, АО «Форпост Балтики Плюс» зарегистрировано в Калининграде, директором компании с уставным капиталом 5 млн рублей является Анатолий Лбов, совладельцами – «граждане России». Однако в списке государственных контрактов, заключенных компанией в 2018-2019 годах, контракта на утилизацию боеприпасов в районе поселка Пугачево, в системе СПАРК-Интерфакс не значится.

Александр Бречалов уже назвал ситуацию «вполне серьезной». Площадь возгорания — около 4 гектаров и, по мнению главы Малопургинского района Сергея Юрина, слова которого приводит телеграм-канал LIFE18, «чтобы полностью потушить возгорание, не хватит всего республиканского гарнизона пожарных, пока вся территория не выгорит, пожар не прекратится».

«Причины возгорания пока определить сложно, есть версия, что это поджигатели из числа „черных копателей“. Пока ситуация повышенной готовности, но есть все документы, чтобы ввести режим ЧС, в зоне риска около 1400 человек», — заявил Александр Бречалов.

Ситуация осложняется еще тем, что в Пугачево есть люди, контактировавшие с больными коронавирусной инфекцией, их властям придется перевозить в медицинские учреждения.

При плохом сценарии развития событий вводить режим ЧС в Пугачево и окрестностях все-таки придется. Это будет уникальная для Удмуртии ситуация: локальный режим ЧС внутри глобального режима самоизоляции. Такой проверки на прочность власти республики еще не проходили, и иного варианта, кроме как пройти ее, у них нет.

Подпишитесь