Posted 13 августа 2020,, 06:10

Published 13 августа 2020,, 06:10

Modified 23 апреля 2023,, 14:44

Updated 23 апреля 2023,, 14:44

«Мусорное» кино от Росатома: да здравствуют «заводы смерти»!

«Мусорное» кино от Росатома: да здравствуют «заводы смерти»!

13 августа 2020, 06:10
Алексей Трубачев
Фото: udm-info.ru
Кандидат химических наук, эксперт научно-технической сферы Алексей Трубачев — о «мусорном» кино в исполнении Росатома.

В середине июля на телевизионных экранах (региональные телеканалы ГТРК, «Россия 24») вышли авторские фильмы Е. Потаниной «Промышленная эволюция», посвященные отходам 1 и 2 классов опасности и их грядущей утилизации на перепрофилированных ОУХО. Несколько слов об авторе: Елена Потанина – член Элитарного (как пишет «Википедия») клуба «Что? Где? Когда?», учредитель компании-производителя фильмов ООО «ДокуМенталист», участница «Больших гонок», «Брэйн-ринга», светских мероприятий, окончила Одесский национальный университет по специальности «правоведение», сценарист, продюсер.

Что занесло милую девушку на мусорные свалки и в подвалы с разбитыми ртутными лампами, остается только гадать. Это не ее «жанр» и уж тем более не «конек» по части экологии. Скорее всего, «Росатом» пригласил известного «знатока» женского рода сделать фильмы про ПТК в Камбарке, Горном и Марадыково по написанному ФЭО сценарию, используя медийную личность в интересах продвижения в народ идеи полной гармонии с природой производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1-2 классов опасности (или «заводов смерти», как их справедливо называют жители регионов). Конечно, за хорошее авторское вознаграждение опытный специалист может сделать многое, и остается лишь сожалеть, что Е. Потанина, не разобравшись в сути того, что ей предложили, создала авторский фильм, направленный на сокрытие от людей правды об экологической опасности будущих ПТК и закулисных желаний Федерального экологического оператора «поживиться» на производственных отходах, представив строительство «заводов смерти» в качестве всенародного блага.

Стиль работы ФЭО хорошо известен (что при написании документации, что, теперь уже и при написании сценариев фильмов): он один – «под копирку» для всех ПТК, не утруждаясь удалением нестыковок и явных недоразумений. Так и здесь: мелькают одни и те же кадры, одни и те же лица за исключением окружающей среды (автору пришлось-таки лично посетить объекты). Непонятно только, почему жители одних регионов активно убеждают жителей других в необходимости строительства ПТК и их полной безопасности.

Так, в сериале, посвященном Камбарке, житель с. Михайловское Саратовской области А. Росляков (начальник участка специальных работ ФПК «Горный») на фоне своих детей, прыгающих на тренажерах, и скучающей жены заявляет: не надо бояться перепрофилирования заводов по уничтожению химического оружия в заводы по переработке опасных отходов. «20 лет я проработал на химическом заводе (каком заводе - непонятно) и у нас не было даже маломальских аварий». Жительница того же с. Михайловское Н. Быкова (старшина отдела охраны управления по ПФО ФГУП «Охрана Росгвардии») в присутствии своей дочери, согласно кивающей головой, озабоченно говорит: «Люди в своей жизни производят много бытового мусора, и мы не можем его оставить нашим детям не переработанным в том виде, в котором он находится на свалках просто под открытым небом на земле. Они будут со временем разлагаться и всё это пойдет в почву, в воздух, в воду и дети наши, наши потомки и внуки будут этим дышать».

Почему речь идет о бытовых отходах, надо спрашивать автора фильма Е. Потанину – вероятно, автор не видит разницы между производственными отходами 1 и 2 классов опасности, которым посвящен фильм, и мусорным ведром в квартире. Жительница пгт. Мирный Кировской области С. Сергеева (учительница химии) в интерьере школьного химического кабинета рассказывает о том, что она, проработав 9 лет на объекте по уничтожению химического оружия в лаборатории мониторинга окружающей среды ни разу не видела никаких превышений выбросов, и «в нашем поселении действительно чистая экология», вещает она, закатывая глаза кверху. Привожу содержание этих заказных интервью столь подробно для того, чтобы наглядно продемонстрировать лицемерие и бессовестность стиля работы ФЭО: врать и привлекать в качестве свидетелей своего вранья еще и детей для демонстрации особой озабоченности их будущим – это за пределами порядочности.

Специалист, знающий не понаслышке о проблемах ядовитых выбросов в период функционирования ОУХО и загрязнении ими атмосферного воздуха и почвы населенных территорий, о существенных недостатках предлагаемых для реализации на ПТК «безопасных» технологических решений, об отсутствии систем автоматического «on-line» контроля содержания токсичных веществ в выбросах предприятия по наиболее проблемным химическим ингредиентам (диоксины, тяжелые металлы, селен, мышьяк и др.) не сможет без возмущения смотреть фильмы Е. Потаниной из сериала «Промышленная эволюция», особенно на «исполнителей» главных ролей. Это известные персонажи: М. Корольков (первый заместитель генерального директора по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО»), К. Шелученко (руководитель проектного офиса «Проектирование ПТК и ЛНЭУ» ФГУП «ФЭО»), В.Колесников (заведующий кафедрой РХТУ им. Д. И. Менделеева), прилагающие максимум усилий, чтобы навязать жителям Камбарки, Горного, Щучьего и Марадыково строительство чрезвычайно опасных мусорных объектов на их территориях, а для себя получить миллиардные прибыли в виде налогов со всех предприятий-производителей отходов, которые пойдут, якобы, на их экологически-безопасную переработку. То, что такой экологически-безопасной переработки не будет, следует из анализа материалов проектной документации и предварительной оценки воздействия на окружающую среду по всем ПТК, вынесенных ФЭО на общественные обсуждения в июне с.г.

Совершенно не выдерживают критики многочисленные, и по задумке сценаристов, видимо, главные фрагменты фильма про ртутные лампы, градусники, батарейки и аккумуляторы, сказками о которых ФЭО до сих пор запугивает граждан и обосновывает необходимость строительства своих ПТК. Е. Потанина, получив сценарий и играя в фильме роль «объективной информационной инстанции», по всей видимости, хорошо эту роль выучила и с выражением декламировала заученную информацию: «одна разбитая ртутная лампа отравляет 6 кубических метров воздуха, а если 16 ламп разбить на стадионе, то концентрация вредных паров ртути достигнет предельных значений». Прямо какое-то руководство по организации террористических актов!

Старая песня и про батарейки: «одна выброшенная батарейка уничтожает природу в течение 30 лет». Это очередной расчет на неосведомленного обывателя: отработанные ртутные лампы в централизованном порядке сдаются в специализированные организации и направляются на российские предприятия по переработке ртутьсодержащих отходов (многие из которых сегодня недозагружены или вообще простаивают), и никто не собирается их бить на стадионах. А с учетом того, что, согласно Минаматской конвенции по ртути, с этого года во всем мире прекращается выпуск ртутьсодержащей продукции, «ртутное» обоснование чиновниками ФЭО необходимости строительства ПТК лопается как мыльный пузырь. Тем более сами же разработчики утверждают, что из всего объема опасных отходов, которые будут завозиться на ПТК, ртутьсодержащие отходы составляют лишь 4%. Какое же это обоснование?

Картина по батарейкам следующая: современная батарейка не представляет угрозы окружающей среде и является обычным твердым бытовым отходом, т.к. с 2015 года запрещен выпуск батареек, содержащих токсичные металлы. С учетом того, что современные российские предприятия по утилизации батареек загружены лишь на 5-10% их мощности, а процент «батареечных» отходов в общем объёме утилизируемых на ПТК отходов составит доли процента, становится ясным, что «батареечное» обоснование строительства ПТК – очередной росатомовский фейк.

Под надуманными страшилками о ртутных лампах и батарейках скрывается главное: замалчивать о том, что на ПТК в основном объеме будут завозиться куда более опасные отходы, вред от которых окружающей среде и человеку будет неизбежно нанесен в связи с несовершенством и экологической опасностью технологий их обработки, утилизации и обезвреживания, представленных в проектной документации, и которые разработчик высокопарно называет «наилучшие доступные технологии». Какие же они «наилучшие», если только выбросами одной камбарской установки термического обезвреживания будет охвачена территория, на которой проживает порядка 250 тыс. человек, попадающих в категорию условно пострадавшего населения? Этой правды боятся чиновники ФЭО, поэтому и заказывают оболванивающую кинопродукцию под видом неких «авторских» фильмов.

В этих «авторских» фильмах нам опять показывают цивилизованную Европу, перерабатывающую отходы на предприятиях, расположенных в столицах (очень любят показывать Вену с заводом Шпителлау). Диктор на фоне картинок этого завода под голубым небом проникновенно-уверенным голосом сообщает, что никакой опасности для здоровья людей завод не представляет, да еще и дает бесплатные тепло и электроэнергию. Во-первых, это завод по переработке твердых бытовых отходов, а не чрезвычайно- и высокоопасных промышленных отходов. Тот же самый диктор в другом сюжете говорит о том, что австрийское предприятие, на котором работают с опасными отходами, располагается в горах в 200 км от Вены!

Во-вторых, уровень технологического и эколого-химического контроля «мусорного» производства в Австрии очень высок. У нас же имеются только громкие заявления о том, что на ПТК будет реализована суперсовременная автоматизированная система контроля с выводом данных на всеобщее обозрение, которую, как следует из анализа проектной документации, невозможно реализовать в заложенном технологическом формате. Этого, конечно, граждане не знают, а вот посмотрев на умиротворяющий пейзаж с белоснежными корпусами австрийского завода, должны двумя руками голосовать за строительство у них «под носом» чрезвычайно опасного объекта! Прием известный: соври красиво, и тебе поверят.

Не будем говорить о срежиссированных выступлениях «представителей» общественности, местных депутатов, убеждающих нас в необходимости строительства ПТК созданием новых рабочих мест, поступлением налогов в бюджеты, клянущихся в любви к своим городам и поселкам с пожеланиями их будущего развития, которое обеспечит строительство ПТК. Им подвел итог диктор: «Больше никаких ртутных ламп и отходов, вместо этого новые рабочие места и налоговые поступления в бюджет регионов».

Скажу лишь одно: агитировать людей за строительство своего «свечного заводика», который будет приносить миллиардные прибыли инициаторам его создания, с помощью «тумана» налоговых поступлений в бюджеты и создания полутора сотен рабочих мест, которые никоим образом не решают проблему занятости населения, бесчестно и безнравственно. Желание как можно быстрее начать наполнение чемоданов деньгами напрямую следует из фрагмента фильма с выступлением К. Шелученко, в котором он призывает малых и средних предпринимателей активно арендовать площади ПТК для создания неких «добывающих» предприятий: мы, мол, получаем на выходе смесь солей, оксидов и гидроксидов, а вы выделяйте из этих смесей особо чистые вещества, которые ценятся на рынке. Удивительно, ПТК еще не построены, а их площади уже «распродаются» малому и среднему бизнесу. Видимо, совсем не заботы об экологической безопасности производственно-технических комплексов беспокоят чиновников от экологии, а банальная прибыль в карман.

Заканчивается фильм демонстрацией бескрайних российских пейзажей с ухоженными пшеничными полями, голубыми реками и синими озерами в сопровождении жизнеутверждающей музыки. Только вот непонятно, какое отношение этот позитив имеет к строительству ПТК. Или авторы решили в последний раз показать красоту еще не отравленной «заводами смерти» окружающей среды?

"