Posted 20 августа 2020, 13:08
Published 20 августа 2020, 13:08
Modified 9 декабря, 16:09
Updated 9 декабря, 16:09
Как сообщается на портале “Капитал нефть”, такие компании, как “Газпром нефть”, «Зарубежнефть», «Роснефть», «Татнефть» и ЛУКОЙЛ, попросили президента Путина на некоторое время перенести эксперимент с новым налогом на дополнительный доход (сокр. НДД), который будет распространяться на нефтяную сферу. Нефтяники выступили против этого налога (хотя бы на время), чтобы дать возможность отрасли восстановиться от пандемического шока.
Кроме того, по мнению руководств компаний, НДД противоречит ранее поставленной задаче по нормализации налоговой политики. Уточним, что эксперимент с налогом на добавленную стоимость планируется провести в течение пяти лет. Затем аналитики из министерства финансов оценят его эффективность. Однако НДД действует два года, но ведомство уже собралось пересмотреть правила и условия налогообложения, ссылаясь на “дыры” в бюджете. При этом сейчас выпадение бюджета наблюдается именно в нефтегазовой отрасли. Новый налог и дополнительные ограничения от сделки ОПЕК+ приведут к тому, что производственные программы будут сокращены, а значит, объем инвестиций упадет до 2,5 триллионов рублей.
Так, Алексей Громов, который является директором энергетического направления Института энергетики и финансов, заявил, что сейчас, когда стоимость нефти падает, нельзя ухудшать положение компаний еще и налогами. Если закроются программы освоения дополнительных месторождений, то это однозначно скажется на объеме добычи, а значит, и на всей экономике России. Громов добавил, что министерство финансов действует по стандартной схеме: есть выпадение бюджета - надо взять денег с нефтяников. Причем сохранение налога НДПИ также контрпродуктивно, заявляет Громов. Его точку зрения разделяет и экономист из “БКС Премьер” Антон Покатович, который считает, что все эти налоговые трудности будут отпугивать иностранных инвесторов.
Напомним, что НДД в качестве эксперимента был запущен в начале 2019 года. Такой налог предполагает, что компании будут уплачивать 50% от денежного потока. Хотя ранее было от нефтяных объемов. НДД действует сейчас для четырех групп месторождений.
Как заявляет исполнительный директор „Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора“, доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамара Сафонова, налог на дополнительный доход показывает, насколько эффективны те или иные месторождения. То есть размер налога отражает показатель дохода. В свою очередь, это является стимулом к направлению инвестиционных денег для разработки новых месторождений, что в конечном итоге изменит коэффициент добычи нефти в большую сторону.
Так, например, НДД позволил начать разработку и поиск новых месторождений в Ямало-Ненецком АО, в Восточной Сибири и в НАО. При этом без введения НДД инвестиционного потока в эти локации практически не приходило. Сейчас идет процесс компенсирования общей налоговой нагрузки с помощью увеличения добычи сырья как раз в тех местах, где ранее не планировалось добывать нефть. Эксперты предсказывают, что за пять лет НДД сможет пополнить бюджет России на 180 миллиардов рублей.