Posted 11 декабря 2020,, 08:40

Published 11 декабря 2020,, 08:40

Modified 18 октября 2022,, 05:28

Updated 18 октября 2022,, 05:28

Государство повернулось цифрой

Государство повернулось цифрой

11 декабря 2020, 08:40
Фото: Медиахолдинг 1Mi
С 2014 года Удмуртия по результатам мониторинга качества перевода услуг в электронную форму поднялась на 5-е место в 2019 году.

В 2020 году произошел своего рода цифровой прорыв благодаря пандемии. Система оказания Госуслуг в кратчайшие сроки приспособилась к действующей реальности. Помимо оперативности, ключевым факторов выступила и безопасность.

Посещение таких общественных мест, как МФЦ, ГИБДД, стало просто-напросто опасным на волне распространения коронавирусной инфекции.

Можно сказать, что пандемия помогла жителям Удмуртии и других регионов взглянуть по-новому на систему предоставления электронных услуг. Оценить подобные сервисы могут как обычные граждане, так и предприниматели, государственные и муниципальные служащие.

Региональный портал государственных и муниципальных услуг в Удмуртии начал набирать популярность с 2014 года. С этого времени регион по результатам мониторинга качества перевода услуг в электронную форму укрепил свои позиции, поднявшись с 36-го места в 2017 году на 5-е место в 2019 году. В настоящий момент на портале uslugi.udmurt.ru реализовано около 2000 электронных сервисов и услуг, упрощающих жизнь граждан. Создание информационных продуктов и сервисов, развитие социальных отношений в этой среде - лишь малая часть задач, которые решаются благодаря возможностям нацпроекта «Цифровая экономика», который инициировал Президент России Владимир Путин. Каждый день региональный портал посещает около 10 тысяч человек, а самыми популярными услугами являются «Электронный дневник», «Запись к врачу», «Статус заявления в детский сад».

Один из успешных кейсов - доработанный электронный сервис «Запись в школу». Помимо работ технического характера по увеличению северных мощностей портала, пропускной способности каналов связи, оптимизации для высоких нагрузок программного обеспечения (портал выдерживает нагрузку 10 тыс. заявлений в секунду), проведены организационные меры и введен принцип, по которому можно подать не более одного заявления в день на будущего первоклассника.

«Получение госуслуг в электронной форме, по нашей оценке, имеет положительный эффект как для населения, так и для государства. Для граждан госуслуги позволяют значительно сэкономить время и деньги при оплате госпошлины или штрафов за нарушение ПДД. Для государства – сокращение издержек за счет упрощения процесса, сокращения времени на обработку заявок и личный прием, а также за счет сбора электронных справок/сведений и выдачи результата в электронной форме. Так, за счет использования системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Удмуртии запросы в электронном виде справок, документов экономит более 500 млн рублей бюджетных средств ежегодно», - считает министр информатизации и связи Удмуртской Республики Тимур Меджитов.

Актуализация единства

Текущий год внес свои коррективы, и региональный портал было решено улучшить. После доработки пользователю стала доступна опция по оплате государственных пошлины и других обязательных платежей с использованием индивидуального платежного шлюза ЕПГУ.

Кроме того, ведомствам теперь можно формировать в системе исполнения регламентов УР результат предоставления услуги в электронной форме и передавать его в Личный кабинет пользователя портала с возможностью проверки пользователем реквизитов электронной подписи на электронном документе.

Стоит отметить, что в настоящий момент происходит процесс перевода межведомственного электронного взаимодействия на новые форматы, с версии 2, на сервисы СМЭВ версии 3.

«С начала 2020 года количество межведомственных запросов составило 370832, таким образом, каждые 20 секунд происходит новый запрос в системе. За счет использования СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг запросы в электронном виде справок, документов экономия бюджетных средств составляет более 550 млн рублей», - сообщают в региональном правительстве.

Возвращаясь к нововведениям, стоит отметить, что неплохие результаты дало взаимодействие правительства Удмуртии и АО «Почта России». В 2020 году на едином портале Госуслуг был реализован онлайн-сервис по доставке корреспонденции в виде электронных заказных писем.

За 10 месяцев сервис обрел популярность, количество электронных писем выросло до 650 000. Все это время жители Удмуртии могли получать в режиме онлайн письма, постановления о нарушениях от ГИБДД, возбуждении исполнительного производства или уведомления от юрлиц.

По данным регионального правительства, активными пользователями электронного сервиса стали автовладельцы. Информацию о штрафах граждане обычно получают в письменном виде или на портале государственных услуг, теперь им доступны электронные заказные письма. Получить данные можно оперативно и без потери времени на оплату штрафа. Это действительно становится важно при условии, что автолюбители имеют право на 50% скидку при своевременной оплате взысканий.

Помимо удобства и скорости онлайн-доставки заказных писем, сервис, в том числе, сокращает затраты бюджета республики на оплату отправки бумажной корреспонденции гражданам. Так, экономия с каждого заказного письма составляет 43 рубля.

«Экономия только на электронных заказных письмах о нарушениях ПДД составила более 1,5 млн рублей за 9 месяцев текущего года. Помимо экономической составляющей, сервис удобен для самого пользователя: не нужно посещать отделения Почты, достаточно подписаться в личном кабинете на портале госуслуг или мобильном приложении Почты России на электронную рассылку заказных писем», - отмечает Тимур Меджитов, министр информатизации и связи Удмуртии.

Еще два электронных сервиса стали помощниками правительства Удмуртской Республики в борьбе с коронавирусом.

В первом случае в функционал сервиса входила регистрация и проверка факта регистрации справок о выходе на работу на период действия режима повышенной готовности. Второй портал регистрировал и помогал проверять факты регистрации уведомлений о прибытии граждан на территорию Удмуртии.

Единая система

Возникновение централизованной информационной системы социальной защиты и занятости населения УР стало ключевым событием текущего года. В систему собрали 35 исходных баз и объединили их в головной региональный реестр граждан.

«Это позволяет сотрудникам соцзащиты использовать сведения по гражданину (документы, выплаты) по всем подразделениям, а также обмениваться сведениями с внешними ведомствами и системами, в том числе с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия, - пояснили в правительстве УР. - Более того, благодаря переходу на новый программный комплекс появилась возможность вести единый реестр льготополучателей, которых на данный момент 443 984 в республике, проводить мониторинг и принимать управленческие решения на основе данных».

Для кадровых служб была сформирована «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы УР».

Ее создание позволило учесть около 2500 электронных личных дел сотрудников ОГВ УР и подведомственных организаций.

Работа над приоритетными проектами легла на плечи ГИС «Управление проектами». Любой гражданин имеет возможность получить актуальную информацию о проектах, их инициаторов, содержании идеи, исполнителях и т. д. Уже сейчас в системе зарегистрировано свыше 700 проектов.

Трансформация не обошла стороной и культурную сферу, спорт и досуг. «Культурно-туристический портал Удмуртской Республики» способен сделать доступной для многих людей информацию о культурных ценностях, повышении туристической привлекательности и многое другое.

На данной платформе приживается и модуль «Цифровая культура» - контентный агрегатор учреждений и событий в цифровых форматах.

В ногу со временем

Но это еще не все, в ближайшее время процессы цифровизации помогут запустить проект по созданию платформы обратной связи «Активный горожанин».

Внедрение проекта продиктовано желанием организовать взаимодействие государственной и муниципальной власти и жителей по вопросам общественной жизни городов республики, с возможностью дистанционного обращения.

Пилотным проектом должно стать и программное обеспечение электронного документооборота. Это поможет передавать первичные документы от учреждений в Централизованную бухгалтерию с целью последующего отражения в бухгалтерском учете.

"