Один из таких препаратов выпущен алтайским предприятием “Эвалар”, что вызвало множество вопросов у экспертов.
Как пишут “Новые известия”, препарат "ОРВИС Пробиотик" якобы предназначен “для здоровья дыхательных путей”. По описанию производителей, в каждой капсуле препарата присутствует один миллиард пробиотических организмов Lactobacillus plantarum DR7, помогающих в борьбе с золотистым стафилококком в дыхательных путях, нормализации баланса микрофлоры кишечника и укреплению иммунитета.
Согласно данным медицинских интернет-ресурсов, лактобактерии плантарум – это молочнокислые бактерии, помогающие при дисбактериозе кишечника, но они никоим образом не борются с легочными инфекциями. При этом производители называют влияние на легкие основным действием препарата, ссылаясь на то, что Американская научная ассоциация провела исследования. В результате якобы было доказано, что лактобактерии плантарум DR7 “сокращают длительность воспалительных процессов, уменьшают период и частоту заболеваний легких”, действуя лучше, чем антибиотики.
При этом, как оказалось, это вовсе не уникальная разработка "Эвалара". В инструкции говорится, что производитель капсул - испанская компания "AB-BIOTICS, S.A.", а "Эвалар" только упаковывает продукцию под своим брендом в России. Но если посмотреть, как выглядит этот препарат в аптечных сетях Испании, и прочитать надписи на коробке, то можно будет увидеть, что капсулы являются только пищевой добавкой, не имеющей никакого отношения к лекарствам.
Неспособность "ОРВИС Пробиотик" оказывать воздействие на легкие человека также была подтверждена доктором медицинских наук, профессором, советником директора Центрального НИИ туберкулеза, врачом-пульмонологом Игорем Степаняном. Он объяснил, что БАД на основе молочнокислых бактерий может помочь при проблемах с кишечником, но никак не может проникнуть в легкие и убить там золотистый стафилококк.
“Антибиотики должны убивать страшные бактерии, и они это делают. Медикаменты для нормализации работы желудка в лучшем случае вызовут повышение иммунитета у здоровых людей, но бороться с болезнями они не способны”, - сказал эксперт.
«Я бы охарактеризовал описание и рекламу препарата «ОРВИС Пробиотик» как ловко поставленные слова, чтобы на них отреагировали покупатели», - добавил профессор.
В последние годы «Эвалар» практически не регистрирует свою продукцию в России, выбирая для этих целей Казахстан и Армению. Это может быть обусловлено большим числом претензий со стороны потребителей как к качеству препаратов, так и к качеству рекламы. Производители часто приписывали препаратам свойства, которых нет, в результате чего в 2019 году ФАС признала компанию виновной в нарушении закона о рекламе.
Интересно, что за 10 лет объем выручки ЗАО «Эвалар» удвоился, а налог на прибыль почему-то сократился. Если в 2010 году на рубль выручки приходилось 32 копейки налогооблагаемой прибыли, то в прошлом году – меньше 10 копеек.