Цель мероприятия - создание площадки для обмена опытом между организациями, экспертами в области образования и профессионалами-практиками, возможность внедрения технологических инноваций, а также получения поддержки партнеров в решении сложных образовательных задач. Корреспондент «Udm-Info» посетила пленарное заседание конференции.
Вызовы «внезапного дистанта»
Прогноз о трансформации всех сфер деятельности общества, в том числе образования, в рамках 4-й промышленной революции, сделан давно. Но только в «пандемийный» 2020 год, по словам ректора ИжГТУ Валерия Грахова, «мы стали свидетелями цифровой перезагрузки высшей школы».
Он отметил, что вуз достаточно успешно справился с вызовами «внезапного дистанта». «Нам удалось настроить учебный процесс, организовать обучение во время жестких карантинных ограничений. В первую очередь, потому что переход всех аспектов деятельности вуза состоялся задолго до пандемии. Более того, нам удалось быстро внести изменения во внутренние нормативные акты, решить вопросы создания новых регламентов, защиты информационных систем и так далее», - сказал он.
Как сказал ректор, в вузе в рамках высшего образования основным инструментом размещения электронных курсов стала система электронного обучения Moodle. В ней зарегистрировано более 600 преподавателей, учится более 12 тысяч студентов, создано более двух тысяч электронных учебных материалов. Фонд онлайн-курсов постоянно пополняется, скоро в него войдут новые материалы по проектной деятельности, инженерной графике, в том числе с привлечением сурдопереводчиков.
В ИжГТУ есть высокотехнологичные классы и лаборатории, а на занятиях студенты используют электронные образовательные ресурсы, диагностические комплексы, интерактивные доски. Создаются виртуальные лаборатории, симуляторы, прорабатываются компоненты курсов с использованием виртуальной и дополненной реальности.
Использование систем позволяет ИжГТУ проводить обучение слушателей любых регионов России дистанционно, наладить взаимодействие с промышленными предприятиями Удмуртии. Сегодня электронный каталог программ ДПО технического университета – это более 50 программ, которые транслируются на всю страну. Это лишь часть того, что сделано. Развитие цифровых систем продолжается.
И в этом, в частности, участвует ПАО «ВымпелКом», Ижевск. Директор ижевского отделения Тимур Шарифьянов рассказал, что компания глубоко интегрирована в процесс развития образования, цифровизацию, внедрение информационных технологий. «Нас с ИжГТУ связывает действующее соглашение о совместной подготовке кадров для цифровой экономики, что соответствует задачам федеральной программы "Кадры для цифровой экономики". В этой связи мы проявляем большой интерес к этому направлению. Более того, мы поставщики и интеграторы информационных систем для образования, в том числе системы "Сфера" (цифровая платформа для дистанционного образования), которую мы продвигаем во всех высших учебных заведениях, и не только высших», - говорит Шарьфьянов.
Далее участники конференции обсудили создание единого сообщества технических вузов по цифровизации инженерного образования, реальные шаги по его организации и актуальные направления деятельности, как емко выразился Валерий Грахов, «мы предлагаем обсудить наше будущее». Руководитель вуза уверен, что цифровизация – это не элемент выживания, а элемент развития. «Пришло время прогнозировать положительное влияние "цифры" на развитие всей системы высшей школы», - заявил он.
Адекватная форма отношений
К обсуждению подключилась Москва. Советник гендиректора АНО «Университет 2035» Василий Третьяков выступил с провокационным докладом, в котором представил материал, заставляющий задуматься над вопросом: «А что дальше?»
«Еще несколько лет назад мы все говорили об онлайн-вузах и электронном образовании. Сейчас это стало частью цифрового процесса. Но что вузы ждет дальше? Какие вызовы сегодня стоят перед университетами, и как по новому может вуз взглянуть на свои взаимоотношения с обучающимися, бизнесом, партнерами и так далее?» - начал он.
По его словам, в «Университете 2035» работают над вопросом, является ли сегодня образовательная программа адекватной формой отношений между обучающимся и образовательной организацией, государством и другими участниками.
«Ответ кажется очевидным: ну а чем же, собственно, еще? Но как показывает практика и примеры отношений, которые возникают между обучающимися и цифровыми платформами, обучающимися и теми, кто заинтересован в развитии человека, образовательная программа как учебный план, ограниченный во времени, может быть не всегда той формой, которая обеспечивает максимально эффективное развитие человека», - сказал Василий Третьяков.
Он показал на разнообразных примерах, как могут быть по-другому выстроены взаимоотношения с обучающимися, как может быть выстроена образовательная программа сегодня.
Переосмысление роли университета
Выступление Александра Молчанова, к. п. н., основателя и лидера компании «Профессиональное электронное образование» из Москвы стало еще более провокационным и всех взбодрило, как холодный душ. «Между той идеальной картиной мира, в которой живет Василий Сергеевич Третьяков, и реальностью, в которой живет большинство вузов, к сожалению, есть небольшая пропасть», - начал он.
Александр Молчанов уже три года ездит по российским вузам, помогая им составлять программы развития, находить точки роста, так что он знает, о чем говорит.
«В наш словарный запас плотно вошли слова: "гаджеты", "онлайн-курсы", "индивидуальная траектория", "электронная платформа", но что происходит по факту, и с чем предстоит работать?» - продолжил он.
Молчанов выразил сожаление по поводу того, что за прошлый год вузы не научились работать с преподавателями «на удаленке». «Не с теми, которые вышли из аудитории и работают у себя на даче, а с преподавателями по всему миру. Ведь никто не мешает университету удаленно принять преподавателя на работу, удаленно с ним общаться и давать ему студентов, которые бы учились удаленно. Но для этого нужно понять, что хочет университет выстроить. Если вы хотите собрать сильную команду для работы, то можете привлекать сильных педагогов со всего мира. Это приводит к переосмыслению роли и функций самого университета», - уточнил москвич.
Что такое университет для преподавателя? Большая часть вузов давно позакрывала научные лаборатории, в которых преподавателем делалась материальная фактическая наука. У преподавателя даже нет места, откуда он может прочитать вебинар. «За прошлый год ни в одной библиотеке ни одного университета я не увидел появление индивидуальных кабинок с притяжной вентиляцией, звукоизоляцией, в которые преподаватель мог бы зайти и провести вебинар, не мешая студентам в читальном зале», - сокрушался Александр Молчанов.
Также, по его мнению, вузы упускают такой момент, как работа с абитуриентами. Есть лишь 10-15 вузов в России, которые научились работать с абитуриентами удаленно.
Большая часть университетов не собирает портфолио на абитуриентов, а зря. Это бы позволило узнать о пристрастиях своего потенциального студента гораздо раньше.
Также он перечислил и другие возможности «цифры», которыми вузы до сих пор не воспользовались. Например, получать знания от ведущих преподавателей, ведущих лабораторий страны и мира; создать уникальные студенческие лабораторные комплексы, которые бы находились в 3-4 университетах в крупных городах, куда имел бы доступ любой студент любого вуза и колледжа; освоить электронную запись для работы в лабораториях и так далее, список можно продолжить.
Но это, так сказать, в общем по стране, а что же в Удмуртии?
65% выпускников остаются
Первый заместитель министра информатизации и связи УР Михаил Фоминов опроверг расхожее мнение о том, что выпускники школ Удмуртии уезжают поступать в вузы за пределы региона.
«Мы создали процесс автоматического опроса в школах республики, который проводим в течение трех лет. В 2020 году в нем приняло участие 368 школ, более 6 тысяч выпускников 11 классов ответили на его вопросы. И выяснилось, что в Удмуртии остается 65% выпускников», - сказал он.
Согласно опросу министерства, это 2945 ребят, остальные 2127 поступают в вузы за пределами Удмуртии, и это чаще всего вузы Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Кирова.
Кстати, из опроса выяснилось, что ИТ-специальности не столь популярны у выпускников, чаще выбирают для поступления лечебное дело, юриспруденцию, филологию, а уж после них, где-то на 7-м месте, ИТ-специальности. Это стало откровением для айтишников.
Далее конференция продолжит работать по следующим направлениям: