Posted 6 августа 2021, 09:28
Published 6 августа 2021, 09:28
Modified 18 октября 2022, 06:00
Updated 18 октября 2022, 06:00
Большая часть грузоперевозок автотранспортом приходится на сегмент полной загрузки, когда заказчик оплачивает маршрут или аренду машины полностью. Сегмент сборных грузов составляет 20% рынка. Еще 10% - это особые грузы - негабаритные, сверхтяжелые и опасные.
Рынок автомобильных грузоперевозок России (2020 г.) (млрд рублей)
«Малые и средние компании проявили себя очень неплохо в период пандемии, когда все в интернете стали приобретать. Что такое перевозить интернет-торговлю? Это сборные грузы. И вот большая часть таких сборных грузов пришлась на малые компании, на их автомобильный транспорт»,Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Быстрее всего, по данным экспертов, растет сейчас сегмент сборных грузов, когда один грузовик перевозит товары разных получателей. В 2020 году объем таких перевозок увеличился на 2%. Именно этим занимаются лидеры отрасли, например, компания ПЭК, у которой ежедневно в рейсах находится до 1,5 тысячи грузовиков. На сборные грузы приходится до 70% выручки компании, но в ближайшие 3 года планируется снизить их долю до половины. Десятая часть будет приходиться на полную загрузку. 20% выручки – на складскую логистику, и столько же – от других направлений бизнеса.
По мнению Вадима Филатова, грузоперевозки трансформируются в комплексный сервис. Чтобы не оказаться на обочине рынка, важно иметь широкую сеть отделений, свои склады и предоставлять клиентам дополнительные услуги.
Сегодня в России почти 60 тысяч транспортных компаний. Третья часть их – крупные и средние перевозчики. Остальные – малый бизнес. В среднем в каждом грузовом автопарке от 3 до 5 машин.
В Удмуртии в 2020 году было перевезено грузов 10 965 тыс. тонн, что почти на 15% меньше, чем за предыдущий год. В том числе организациями автомобильного транспорта – 1457 тыс. тонн, что на 27% меньше показателя прошлого года.
Всего в республике в настоящее время зарегистрировано 59 тысяч грузовых автомобилей. По сравнению с 208 годом эта цифра уменьшилась почти на 3000 машин (по данным на конец октября 2018 года было зарегистрировано 62 300 грузовых автомобилей).
«Одно из наших предложений, которые формулировала Палата, - это создать специальную лизинговую программу обновления для малых и средних компаний. Мы полагаем, что здесь должны быть дополнительные критерии. Это его платежеспособность, надежность с точки зрения того, как он платил налоги в предшествующие периоды, что он зарплату платит белую»,Сергей Катырин, президент ТПП России
Непрозрачность – главная проблема всей отрасли грузоперевозок, считают участники рынка. По разным оценкам, от 40 до 60% рынка до сих пор находится в «серой» зоне. Правительство не первый год пытается решить эту задачу. Например, в 2020 году крупные перевозчики, пока в качестве эксперимента, перешли на использование электронных накладных. В Торгово-промышленной палате считают, что это один из коротких путей к обелению рынка.
«Это эксперимент. Он себя зарекомендовал позитивно. Естественно, он будет внедрён в обязательном порядке. Всех заставят таким образом оформлять все документы. Всё прозрачно. Вы в электронном виде видите и налоговая служба может посмотреть. Вот они, путевые листы, - значит, должна быть начислена вот такая зарплата. Никто ни в какие серые схемы не пойдёт. Потом и по грузам, кто куда поставлял и какие грузы»,Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Но пока инициативы правительства по обелению транспортного рынка одобряют лишь крупные участники отрасли. При этом большая часть из3,5 млн грузовых автомобилей в стране принадлежит ИП и даже частникам. Возможно, они и будут соблюдать общие правила, но хотели бы, в свою очередь, рассчитывать на программы поддержки наравне с крупными транспортными компаниями.