Объем рынка бытовой химии в России оценивается в 300 млрд рублей. Почти все товары производят внутри страны. Самая крупная доля рынка – чистящие средства для кухни, сантехники, стекол и полов, - почти 25% продаж. Немного меньшая доля – средства для стирки (порошки, пятновыводители, отбеливатели и кондиционеры для белья). 20% рынка – средства для мытья посуды. Остальное – все другие виды бытовой химии: дезинфекторы, репелленты, средства для обуви, ароматизаторы и освежители воздуха.
Рынок бытовой химии в России (2020 г., млрд рублей)
В Удмуртии с 1996 года функционирует Группа компаний «Ижсинтез-Химпром» - один из ведущих производителей бытовой химии и профессиональных моющих и дезинфицирующих средств для клининга, а также средств по уходу за животными. На предприятии работает 150 сотрудников, которые производят более 100 видов продукции. 146% составляет увеличение оборота за год.
О высочайшем уровне разработок компании свидетельствует тот факт, что в прошлом году «Ижсинтез-Химпром» был удостоен Государственной премии Удмуртии за разработку уникального продукта для животных и научный вклад в развитие сельского хозяйства.
Если говорить о российском рынке в целом, то половину продаж в сегменте бытовой химии обеспечивают четыре компании, все они – «дочки» транснациональных гигантов.
Так, на заводе в Подмосковье (Клин), открытом британской компанией Reckitt Benckiser в 2004 году, работает 275 человек, причем производственные линии не останавливаются даже на ночь.
За последний год, по данным руководства компании, сильнее всего выросли продажи средств для мытья посуды и для посудомоечных машин, - на 27,5%. На 10% увеличились продажи дезинфицирующих средств, на 16% - средств для прочистки стоков и труб.
Около трети исходных материалов для своих продуктов – энзимы, красители, отдушки и другие компоненты – Reckitt Benckiser ввозит из-за границы, но активно изучает, можно ли заменить их российским сырьем.
«Те 70 плюс, условно говоря, программ поддержки бизнеса в эпоху пандемии — они коснулись, в том числе, и поддержки химической промышленности. Условия, которые созданы для инвестиционной активности отечественных и зарубежных инвесторов, у нас достаточно неплохие. Но, конечно же, надо заниматься вопросом и налогового бремени и вопросами, связанными с локализацией производства»,говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.
В Кирове экологичную бытовую химию выпускает предприятие Pure Water. Продается она в основном (до 70%) не в рознице, а через дистрибьюторов и интернет. Топовое средство марки – концентрированный стиральный порошок, 1 кг хватает на 60 стирок. Другой топовый товар – универсальное чистящее средство, подходящее для уборки всех поверхностей в доме.
«Он хорошо отмывает жир с посуды, отстирывает одежду. Его можно использовать, буквально капельку добавить для того, чтобы помыть пол – он не оставляет разводов, для того, чтобы помыть стекла, протереть поверхности», - рассказала Екатерина Матанцева, основавшая компанию 12 лет назад. По ее словам, тогда на рынке просто не было бытовой химии с натуральным составом. А Екатерине хотелось быть уверенной, что средства, которыми она стирает детскую одежду, моет посуду, не содержат опасных компонентов.
«Мало просто натурального состава или экологичного состава. Экологичность продукта включает в себя: как добывалось, выращивалось сырье, какая упаковка у продукта, как происходит тестирование – на животных, не на животных. Какие процессы идут на самом производстве – сколько выделяется тепла, электроэнергии, каков расход воды. Вот этот полный цикл – это и есть экомаркировка по первому типу», - объясняет Матанцева.
Бытовая химия – та отрасль, которая зависит от научных разработок. При этом, хотя производства и находятся в России, многие компоненты для них все равно поступают из-за рубежа. А вклад всей парфюмерно-косметической промышленности в ВВП страны составляет 3%. В Торгово-промышленной палате считают, что потенциал у отрасли гораздо больше.
«Только за последние годы появилось очень много общемировых брендов на территории Российской Федерации. Причем не только, как импортный товар, а как товар, произведенный на территории России. Российский рынок особенно выгоден для того, кто хочет выйти на рынок ЕвраАзЭС. Все те производства, которые расположены на территории России – они рассчитаны именно не только на российский рынок, но они распространяют свое влияние на рынки и Киргизии, и Белоруссии, и Казахстана, и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество»,говорит Максим Фатеев, вице-президент ТПП России.
Участники рынка считают, что главной проблемой до сих пор является отсутствие технического регламента на бытовую химию. Это единый документ для отрасли не только в России, но и во всем Евразийском экономическом союзе. Комиссия союза постоянно откладывает принятие и вносит в него новые правки. Обсуждается регламент уже 10 лет. А пока предприятии вынуждены руководствоваться множеством разных нормативных актов, но ни в одном из них не определено четко, что такое безопасное и качественное средство. Техрегламент соберет все требования к рынку бытовой химии, избавит его от лишней бюрократии и защитит права покупателя.