Posted 26 октября 2021, 06:27
Published 26 октября 2021, 06:27
Modified 18 октября 2022, 06:02
Updated 18 октября 2022, 06:02
Несмотря на то, что в гражданском праве отсутствует упоминание о франшизе или франчайзинге, правовая природа и сфера применения понятий совпадает. Франчайзинговый договор затрагивает интересы двух сторон: правообладателя исключительных прав и пользователя, заключается для получения экономической выгоды на определенных условиях. В статье описываются особенности оформления, порядок заключения и расторжения договора.
Специалисты юридической компании Амигдала приводят следующее определение: договор коммерческой концессии — это соглашение, по которому компания ведет собственный бизнес, но использует объекты исключительного права и технологии, принадлежащие контрагенту. Другими словами, договор описывает рамки распространения товаров или услуг третьими лицами.
Владелец бренда делегирует второй стороне полномочия по распространению продукции под своим товарным знаком, но при этом выполняется контроль над качеством изделий, осуществляет техническую поддержку и обслуживание. В отличие от лицензионных взаимоотношений, правообладатель не передает сам комплекс исключительных прав, а позволяет законно ими пользоваться.
Что такое договор концессии и как составляется юридически значимый документ — регламентировано в гл. 54 ГК РФ. Договор франшизы составляется с учетом требований ст. 1027 ГК РФ, обязательно в письменной форме, с перечислением прав и обязанностей сторон. Чтобы грамотно составить договор франшизы, следует подробно описать предмет, то есть указать все действующие регистрационные номера на интеллектуальную собственность. Ввиду специфики контракта объем использования прав и цель контракта описываются подробно.
Все полномочия, которые правообладатель предоставляет пользователю, перечисляются закрытым списком. Обязательная форма документа законом не установлена, но общая структура договора по франшизе должна быть соблюдена. В противном случае соглашение не будет признано легитимным. Следует учесть, что участники контракта несут субсидиарную ответственность в случае реализации предмета договора коммерческой концессии. Если же речь идет о пользователе как о производителе товаров, то возникает солидарная ответственность участников.
Дополнительно: Подробнее о том, как составить и зарегистрировать договор коммерческой концессии, читайте в статье блога компании Амигдала. Материалы подготовлены практикующими опытными юристами по интеллектуальной собственности.
Концессия коммерческая — это соглашение между франчайзером (правообладателем) и франчайзи (пользователем). Контракт предусматривает правовой статус сторон договора коммерческой концессии. Участниками могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Обязанности правообладателя, ст. 1031 ГК РФ:
Обязанности пользователя, ст. 1032 ГК РФ:
Франчайзинг будет успешным при соблюдении договорных обязательств обеих сторон.
Содержание типового договора коммерческой концессии:
Существенные условия конкретного договора коммерческой концессии могут быть различны, поэтому типовой документ расширяется уникальными характеристиками в каждом случае.
Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии проходит регистрацию в Роспатенте.
Государственная услуга предоставляется в следующем плане:
Проверка заявления осуществляется в течение 45 дней, уведомление высылается за 3 дня после вынесения решения.
Составление и регистрацию договора коммерческой концессии лучше поручить опытному юристу, чтобы снизить вероятность отказа в регистрации в Роспатенте.
Подробнее о ценах, сроках регистрации договора коммерческой концессии читайте на официальном сайте юридической компании Амигдала.
Сотрудничество сторон может быть прекращено по причинам:
Закрыть франшизу следует через обращение в Роспатент, подав заявление и сопроводительные документы.