Posted 26 октября 2021,, 11:57

Published 26 октября 2021,, 11:57

Modified 18 октября 2022,, 06:03

Updated 18 октября 2022,, 06:03

Любовь Яковицкая: «Без деревьев вырастет бездушное поколение»

26 октября 2021, 11:57
Корреспондент Udm-Info спросила ландшафтного архитектора Любовь Яковицкую, что она думает по поводу вырубки аварийных деревьев в детских садах Ижевска.

Напомним, в детских садах Ижевска запланирована единовременная вырубка аварийных деревьев до конца 2021 года по программе «Территория детства». На нее уже выделили 25 млн рублей из бюджета города.

Любовь Яковицкая считает, что вырубать без дорожной карты и проекта по озеленению этих территорий нельзя, потому что в противном случае мы их просто обескровим: они останутся голыми, пустыми. Территории детских садов и школ всегда были оазисами зелени.

Но, похоже, у нас все сделают быстро и как всегда.

Ранее мы писали: «Экологический Союз Ижевска» считает, что в детских садах не может быть много аварийных деревьев, и эта вырубка затеяна для очередного распила бюджетных денег.

Аргументируй решение

По мнению, ландшафтного архитектора, прежде, чем приступать к вырубке аварийных деревьев в детских садах по проекту «Территория детства», нужно в первую очередь разработать дорожную карту с алгоритмом действий от обследования всех зеленых насаждений до нового озеленения.

«Нельзя действовать по принципу «нам это дерево не нравится, это дерево нам кажется опасным - убираем его». Должна быть создана комиссия, которая будет принимать взвешенные решения на основе компетентных оценок: в чем аварийность дерева? оно сухое, гнилое, наклоненное? Должен быть аргумент в пользу вырубки»,- говорит Любовь Яковицкая.

С чем поработать?

В детских садах много берез. Архитектор настаивает на том, что березы не могут быть аварийными, так как в наших детских садах возраст этих деревьев 30-40 лет, они молодые, аварийными могут быть только старовозрастные березы.

Другое дело, если они растут в охранной зоне подземных или надземных коммуникаций или в охранной зоне зданий и сооружений. «Тогда их по умолчанию надо убирать. Это актируется, но по другой статье, не как аварийное, а как дерево, расположенное в охранной зоне инженерных сетей и зданий и сооружений», - продолжает Любовь Рувимовна.

Также в детсадах есть липы и тополя. Но вот с чем действительно, по ее мнению, стоит поработать и навести порядок, так это с кленом ясенелистным, которого много не только в детских садах, но и в городе.

«Клен - это дерево-агрессор. Он вытесняет любую культурную породу в городе и начинает доминировать. Когда его начинаешь формировать, оно быстро развивается и дает много поросли. Кроме того, это дерево, которое по своей природе никогда не будет прямым. Наклон ствола для него - норма. К тому же клен ясенелистный имеет очень слабую структуры древесины. За ним нужен постоянный уход, а это серьезные затраты. С такими деревьями в городе необходимо постоянно работать, убрать аварийные», - объясняет архитектор.

Но при этом она рекомендует сделать обязательную их замену на липу или ясень, которыми считает самыми городскими растениями.

Вырубил – посади

Так же и в детских садах, приступая к реализации программы надо четко понимать, как мы хотим улучшить ситуацию в комплексе. То есть еще до того как приступили к вырубке, надо создать проект озеленения детсада по всем нормам, советует Любовь Рувимовна.

Что можно и что нельзя садить? Никаких колючих, ягодных кустарников, но цветущие декоративные кустарники там могут быть. «В тоже время, надо помнить, что деревья – основа всего озеленения, они обязательно должны быть, потому что дают тень. По нормативам, 30% прогулочной территории детского дошкольного учреждения должны быть в тени, чтобы избежать тепловых и солнечных ударов у детей»,- напоминает она.

Наносим душевную рану

По ее мнению, убирая деревья и не высаживая новые, мы оставляем детей не только без тени и чистого воздуха, но, более того, наносим им душевную рану, потому что деревья – дают энергию.

Деревья это еще и красиво, без них город становится пустым и бездушным, без тепла и эстетики.

«В ландшафтной архитектуре есть понятие: «Плохую архитектуру можно спрятать за зеленью. А хорошую - подчеркнуть зеленью», - говорит архитектор.

Кроме того, озеленяя город и территорию детских садов, мы воспитываем и образовываем детей. Учим их наблюдать за природой, за сезонной динамикой. «Если наши дети этого лишатся, то они не смогут восхищаться природой в городе, мы получим бездушное поколение. Яркие детские впечатления остаются на всю жизнь. Нельзя сделать так, чтобы у детей сформировалось убеждение, что пустота вокруг без зелени – это так и должно быть»,- считает Любовь Рувимовна.

"