Конфликтов между жителями и бизнесом, пытающимся освоить городское пространство, сколько угодно. И в Ижевске в том числе. Но, имея перед глазами мнение только одной стороны конфликта, невозможно сделать для себя вывод, кто прав, а кто виноват. У каждой стороны обычно своя правда, и которая из них «правее», еще надо разобраться, а сделать это порой не очень-то легко.
Как в случае с ситуацией вокруг участка земли у теперь уже бывшего Дома природы, например. Хотя «конфликтом» ее назвать - это слишком громко, поскольку о противостоянии жителей района и бизнеса речь не идет. Скорее, говорить нужно о попытке разжечь этот конфликт, порой в буквальном смысле на ровном месте.
Зачем нужны сливы?
Впрочем, не такое уж это место и ровное, да и ухоженным его не назовешь. Когда администрация города несколько лет назад выставляла его на аукцион, рассчитывать на ажиотажный спрос властям не приходилось. И то, что за аренду участка рядом с уничтоженным Домом природы удалось выручить 1,7 млн рублей, стоит считать большой удачей городских властей.
Участок продавался без каких-либо обременений, о чем свидетельствуют документы. Новый собственник взял на себя обязательство построить магазин непродовольственных товаров, что и делал.
- Мы запроектировали построить на этом участке шинный магазин с сервисом. С одной стороны от расположенного в центре магазина предусматривались боксы для самостоятельной замены колес, с другой - сервис, где для покупателей это делали бы профессионалы. Я выступал инвестором проекта, у меня был партнер в Москве, представляющий компанию, продающую шины, мы планировали работать по франшизе. Но вынужденно поменяли планы - в феврале прошлого года с началом пандемии партнер отказался от участия в проекте, - рассказал Udm-Info собственник участка.
- Постойте, но ведь сливы в полу, прямо указывающие на то, что вы планировали строить автомойку, - вот они…
- Да, люди, активно выступающие против любых наших действий, именно к этим сливам и прицепились. Как будто они существуют только и исключительно на автомойках, и больше нигде. Но вы подумайте, во что превратится зона самостоятельной замены колес через день, если не будет возможности убрать грязь! Для ее уборки мы и предусмотрели эти сливы, а также большие двери - чтобы машина с оборудованием могла заехать и высосать грязь из хранилищ.
Компенсация ущерба
Ополчившиеся на будущий магазин прицепились не только к сливам, но и к вырубленным деревьям. Их действительно вырубили, но сделали это на вполне законных основаниях, все разрешительные документы у собственников на руках.
- Мы и ущерб компенсировали, причем с лихвой. Деревья были высажены в Парке космонавтов, причем высадили мы даже больше, чем вырубили. Причем вырубали мы деревья в основном больные, а высаживали - здоровые ценных пород.
- А как же кедры, о которых столько говорили?
- Кедры живы-здоровы, можете убедиться. Нас попросили оставить кедровую аллею - мы пошли навстречу этим просьбам. Сохранили, но передать городу три сотки, на которых расположены кедры, не можем, поскольку разделить участок нельзя, и вынуждены платить арендную плату и за них тоже. Полезная площадь участка сократилась с 10 до 7 соток, и теперь не вполне ясно, как можно им грамотно распорядиться.
Что интересно, плодородную землю из-под вырубленных деревьев попросила для своего двора старшая по дому №3 ул. Якшур-Бодьинский тракт Светлана Рогожкина. Ей землю, конечно, отдали, почему бы не помочь. Теперь и она участвует в интригах против собственников магазина.
- Я могу лишь предположить, почему. Дело в том, что вместе с нашим для выставления на торги оформлялся и другой участок, расположенный как раз между трактом и домом. Разумеется, жильцам это не очень нравится - получить стройку вблизи своего дома. И жильцы стали приходить с претензиями к нам, устраивать какие-то акции: или подозревая нас в желании тот участок приобрести (хотя мы совершенно не намерены этого делать), или используя нас для того, чтобы не дать администрации продать тот участок. У них это получилось - второй участок так и не был выставлен на торги.
Решение не выставлять второй участок на торги большинство жителей полностью удовлетворило. Чего не скажешь о меньшинстве - тех, кто и заваривал «протестную» кашу.
Откуда дует ветер?
- Не совсем понятно, что от вас хотят в итоге? Чтобы вы, уже вложив деньги, просто отказались от проекта и ушли?
- По правде сказать, мы уже запутались в том, что от нас хотят. «Общественник» Татьяна Толмачева, которая не раз была замечена на объектах, где нужно наделать шума, появилась и у нас. И она, по словам неравнодушных жителей района, стала триггером всех волнений. Чего она нам только не предлагала: убираться восвояси, построить здесь сквер, выкупить участок.
- Вы серьезно? Откуда у «общественников» деньги на такую покупку?
- Вот и мы думаем, откуда? По странному стечению обстоятельств, новый виток обострения отношений с Толмачевой и Рогожкиной начался после моего отказа продать ей участок с объектом. Также в тот же момент несколько неизвестных персонажей звонили с предложениями купить объект, хотя он не был выставлен на продажу.
Все «протестное» движение состоит из Толмачевой, несамостоятельной персоны, и Рогожкиной, от заявлений которой устали уже все местные инстанции.
Все указывает на то, что «протестующие» - люди несамостоятельные в своих действиях и словах. И все, что они нам предъявляют, - это мелкие придирки не по существу. Скамейки мы, видите ли, вовремя в кедровой аллее не поставили… А то, что мы за свой счет содержим и благоустраиваем не только свою территорию, но и сопредельную, нам не принадлежащую, это их почему-то не интересует.
- А вы содержите?
- Да, мы вынуждены будем это делать. Еще и потому, что заинтересованы в том, чтобы вокруг нашего объекта было чисто и красиво. Не будет нас, инвесторов, это место снова превратится в заросли с бомжатником, как было раньше. В том числе потому, что никто из «общественников» не придет благоустраивать кедровую аллею, пальцем о палец не ударит. Они хотят так: диктовать нам, что делать, а потом «принимать работу», указывая, что надо сделать еще.
При этом жители окрестных домов порой с «общественниками» не согласны. А некоторые подходят и говорят, что как раз автомойку и хотели бы видеть на этом месте, поскольку в районе слишком мало мест, где можно помыть машину.
- Чувствуется, накипело у вас…
- Конечно, представьте себе: мы несем затраты, платим аренду, вкладываем свои деньги в проект, а отдачи не получаем абсолютно никакой, поскольку нам уже второй год не дают открыться. У меня вопрос: а город Ижевск точно заинтересован в инвестициях в городскую инфраструктуру, в налогах с предпринимателей? Если нет, так бы сразу и сказали, и мы отказались бы и от покупки земли, и от стройки. Если заинтересован, то почему нам мешают вести совершенно законный, ничто не нарушающий бизнес?
Тот же вопрос хотелось бы задать и «общественникам», выискивающим, к чему бы еще придраться. Но те предпочитают задавать вопросы сами, а на адресованные им не отвечают. Может быть, потому что не знают ответов?
Точно так же ведут себя в отношении инвесторов и некоторые городские чиновники. Формально у них претензий к арендаторам участка нет, зато есть возможность вставлять палки в колеса так, чтобы этого не было видно. Udm-Info будет следить за действиями городской администрации в этом деле и информировать читателей о происходящем.