Павел Берлинский - о походе в политику, необходимых реформах и общественном запросе на «новых людей».
Павел, в политике Вы - человек новый, что полностью отвечает идеологии партии. Вы занялись политикой или политика занялась Вами?
Сначала о фактах биографии… Живу в Ижевске всю сознательную жизнь. Закончил Ижевский механический институт по специальности «Экономика и управление промышленным предприятием». Более четверти века занимался управлением крупными строительными и промышленными компаниями.
Что касается политики, то никогда ею не занимался и, скажу честно, не интересовался. Поскольку был убежден, что там, «наверху», за нас все уже решено. А если все решено, то стоит ли лезть туда со своим мнением?
То есть, политика занялась Вами. Когда это случилось?
Могу сказать вам точно - в январе прошлого года. Мы с женой узнали, что наша дочь собралась идти на митинг в поддержку Навального. Сказать, что это ее желание нас не на шутку взволновало - ничего не сказать.
Мы, как люди ответственные, постарались объяснить ей, что, разумеется, уважаем ее мнение и решение, у нас свободная страна. Но если и поддерживать каких-то политических лидеров, то делать это нужно осознанно - зная историю нашей страны, ее законодательство, разбираясь в идущих политических процессах, наконец, имея минимальный житейский опыт.
Объясняя это дочери, я задумался вот над чем… Да, у нас свободная страна, в ней каждый может поддерживать того политика, который ему нравится. Но не стоит путать свободу и вседозволенность, поскольку свобода - это прежде всего ответственность, в том числе ответственность политиков перед своими избирателями, а избирателей - перед политиками. Чтобы кого-то поддерживать, нужно иметь о нем массу информации и способность эту информацию анализировать.
Способны ли, на Ваш взгляд, современные молодые люди к такому анализу?
Мы зря отказываем молодым людям в их способности думать, анализировать, делать правильные выводы. Если мы с ними не согласны, это вовсе не значит, что они не правы. У них свой взгляд, и это нормально, так и должно быть.
Но я все-таки о другом. О том, что сегодняшняя политическая система как предложение не удовлетворяет запросам общества. Я это понимаю, общаясь с молодыми людьми. Для них современные и понятные нам политические конструкции и заложенные в них смыслы - явления, лишенные какого-либо смысла. Политику они видят совершенно другой, какой именно - надо спрашивать у них. И отвечать их запросам - тоже надо, мы должны работать на будущее.
Именно поэтому я и принял решение идти в политику. И да, вы правы, - это политика занялась мной, а не я политикой.
Почему именно «Новые люди»? Вступление в «партию власти» выглядит более перспективным шагом…
Если пытаться делать политическую карьеру, то наверное. Но у меня иная задача - используя свой опыт и компетенции, реализовать полезные проекты для Удмуртии.
Я проанализировал всю информацию об имеющихся в стране 55 зарегистрированных партиях, и ни у одной не нашел чего-то внятного о демократических преобразованиях и развитии бизнеса. Весной я и узнал о вновь созданной партии «Новые люди», чья идеология мне оказалась близка.
Позвонил в офис и встретился с будущими соратниками по партии. Изначально вступать в партию не собирался, исходил из возможности стать сторонником партии, экспертом в тех вопросах, в которых разбираюсь. Но руководитель штаба партии в Удмуртии Сергей Чудаев сумел меня убедить: если работать, то всерьез.
Пообщавшись с работниками штаба «Новых людей» в Удмуртии, оценив деловую атмосферу на встречах партийцев, пообщавшись с основателями партии и московским активом, принял окончательное решение о вступлении.
Только успели вступить в партию, как пришлось заниматься выборами. Как оцениваете дебют «Новых людей» на сентябрьских выборах в Госдуму и свой собственный - в 34-м одномандатном округе?
Несмотря на результат, оцениваю положительно. Я занял третье место из девяти зарегистрированных кандидатов. Но всерьез рассчитывать на победу было бы излишне самонадеянно: партия только формируется, избиратели только еще узнают, кто такие «Новые люди».
Перед нами на этих выборах стояла задача заявить о себе, о том, что, кроме существующих и давно известных политиков, существуют и другие - новые. Вменяемые и, как говорят сегодня молодые люди, адекватные; с прозрачными биографиями, профессиональным и управленческим опытом; не связанные с чиновниками личными связями и обязательствами. Идущие в политику не по разнарядкам и квотам, а потому, что не идти уже нельзя.
Я благодарен тем 20 тысячам человек, которые отдали за меня свои голоса на прошедших выборах. Спасибо вам! Ваша поддержка помогла мне принять осознанное решение баллотироваться в Госсовет Удмуртии на выборах 2022 года. Нас, «новых людей», на предстоящих выборах будет значительно больше.
Решение окончательное, обжалованию не подлежит?
Именно так - окончательное и бесповоротное. Нельзя останавливаться на полпути, сделав один шаг, нужно пройти путь до конца.
И меня очень радует, что мои соратники по партии думают так же, как я. Сегодня мы подбираем тех, кто будет участвовать в выборах в Госсовет Удмуртии от «Новых людей» в сентябре этого года. Наша задача выглядит амбициозной, но выполнимой - получить 15 мест в республиканском парламенте.
Вы были и остаетесь федеральным экспертом «Новых людей» по вопросам ЖКХ и энергетики. Что Вы, как эксперт, предлагаете в этой сфере ?
Предложений много, расскажу о трех ключевых.
Первое - управленческое, считаю необходимым разделить существующее региональное министерство строительства, энергетики и ЖКХ на два, как раньше и было: министерство энергетики и тарифов и минстрой.
Каждое из этих министерств должен возглавлять профильный специалист, имеющий специальное образование и опыт работы в отрасли. Управлять процессами должны профессионалы, сегодня же этим занимаются все, кому не лень, не имея компетенций и даже не зная, как работает система.
Необходимо, как минимум, вдвое сократить штаты этих министерств, подняв зарплаты специалистам. Сегодня в объединенном министерстве слишком мало профессионалов, а работать должны именно они.
Второе - назначать руководителей министерств и ведомств по итогам открытых конкурсов, оценивая их опыт работы и профессиональную репутацию и отдавая предпочтение кадрам из нашего региона.
Третье - ускорить разработку программ развития коммунальной инфраструктуры и активнее, чем сейчас, участвовать в федеральных программах, привлекая средства в регион. Такие возможности есть, но мы ими почему-то не пользуемся.
Почему?
Я тоже хотел бы знать, почему профильные министерства не пользуются этими возможностями. Но, посмотрите, в половине райцентров Удмуртии нет очистных сооружений канализации (или они не функционируют). Почему нет? Да потому, что нет смет, нет заявок на финансирование, не организована работа с возможными инвесторами. Разумеется, они в этой ситуации к нам и не придут, как не привлекай их на словах.
То же самое происходит и с возможностями, которые дает регионам ФЗ «О комплексном развитии территории». Включись мы вовремя, и уже сегодня у нас была бы панацея от мешающей городу хаотичной точечной застройки. Он дает возможность избавляться от промышленных производств в центре города, создает условия для создания в городах и районах архитектурно выверенной, энергоэффективной, гармонично развивающейся среды.
Звучит, спору нет, убедительно, но на какие деньги эту городскую среду создавать? Удмуртия отдает в федеральный центр 75% собираемых налогов.
Это все - взаимосвязанные вопросы. Никто не придет и не отдаст нам еще 5-10% поступлений только потому, что мы этого хотим. Чтобы федеральный центр дополнительно отдавал Удмуртии, допустим, 20 млрд рублей в год, мы должны подготовить и четко обосновать направления их расходования. Это должны быть инфраструктурные проекты с понятными обоснованиями, - проекты в энергетике, ЖКХ, дорожном строительстве, экологии, создании технопарков. Необходимо прописать, что и почему нам необходимо, каким будет экономический и социальный эффект реализации этих проектов.
Особое внимание «Новые люди» в Удмуртии уделяют вопросам экологии, поддерживая словом и делом любые полезные начинания. По просьбе сторонников партии я написал «ТОП 10 проектов по экологии в Удмуртии», с ними можно познакомиться в моих аккаунтах в социальных сетях.
Повторюсь, это небольшая часть предложений, но даже реализация небольшой их части позволит повысить качество жизни жителей региона.
Вы говорите о проектах регионального значения, а на что может рассчитывать Ижевск - столица республики?
На многое, но лишь в том случае, если его администрация найдет в себе силы и возможности обсуждать проекты с горожанами. Поясню на примере: не так давно глава столицы Олег Бекмеметьев заявил, что снегоплавильный комплекс городу не нужен, поскольку дорог. Крайне поспешное заявление…
Объясню, почему. Во-первых, снегоплавильный комплекс - это прежде всего экологический проект. Взгляните на тот ужас, что творится сегодня на снегосвалке по Сарапульскому тракту, учтите, сколько у нас еще несанкционированных снегосвалок. Этот грязный снег тает весной, в буквальном смысле отравляя подземные воды, ручьи и реки. Мы можем избежать этого, создав снегоплавильный комплекс, который будет частично фильтровать растаявшую воду, направляя оставшуюся в городские очистные сооружения.
Во-вторых, проект не требует бюджетных инвестиций, есть предложения от инвесторов и от города требуется лишь приемлемый земельный участок с коммуникациями.
Дороговизна - понятие относительное. Тариф на растопку снега устанавливается органами власти, чем выше он - тем меньше снега и, соответственно, выручки получит инвестор. Что, нельзя отрегулировать отношения так, чтобы и инвестору и городу, и горожанам это было выгодно? Можно, но заниматься этим в администрации не хотят.
Наконец, выбор инвестора - это всегда открытый конкурс, в котором побеждает тот, кто предлагает условия лучше - это очевидно. Но главное, повторю, существование снегоплавильного комплекса - это улучшение экологической ситуации.
Перечислять несомненные плюсы существования такого комплекса можно еще долго, но пока - без толку. Потому что отсутствует диалог.
Вы надеетесь, что вас услышат, что вступят в диалог?
Это зависит от нас самих - «новых людей» и тех, кто придет поддержать нас на предстоящих выборах. Чем больше их будет - тем больше возможностей, тем выше шанс быть услышанными.
То есть, вы, «новые люди», мыслите себя представителями той части общества, голос которой должен быть услышан?
Именно так, причем я хочу особо подчеркнуть, что это большая часть нашего общества, я бы сказал, подавляющая. Мы не вправе рассчитывать на то, что представлять будем всех, кто не услышан властью, чье мнение не представлено в парламенте - это было бы слишком самонадеянно. Но тех, кто пытается мыслить и действовать - мы представлять готовы. Потому что это и есть - «новые люди».