Posted 11 марта 2022,, 14:43

Published 11 марта 2022,, 14:43

Modified 18 октября 2022,, 05:56

Updated 18 октября 2022,, 05:56

Дорогие продукты. Какой рост цен ожидать в Удмуртии

11 марта 2022, 14:43
С конца февраля в Удмуртии наблюдается резкий рост цен на основные продукты питания. Он повлек за собой и дефицит некоторых товаров. Есть ли предпосылки к замедлению роста цен? Эксперты считают, что нет.

Движение вверх

Повышать розничные цены на продукты питания торговые сети в Удмуртии начали с первых же дней марта – когда стало понятно, что спецоперация российской армии в Украине и рост курса доллара – это надолго. Буквально за один-два дня подорожали сахарный песок, крупы, макароны, растительное масло, молочная продукция. На какие-то позиции цены выросли на 10-15%, а на какие-то – на 60-70%. Например, гречка в торговой сети «Гастроном» стала стоить 229 и 280 рублей, в зависимости от производителя.

Жители Удмуртии в соцсетях активно обмениваются информацией «с полей», которая меняется не по дням, а по часам: например, утром сахар стоил 56 рублей за килограмм, а уже вечером он дорожает до 80-100 рублей.

«В нашем магазине раскупили весь сахар по 56 рублей за килограмм. В обед зашла – пустые полки. Спросила продавцов, когда привезут. Ответили, что завтра. Пришла на следующий день, а сахар уже по 85. Пришлось купить, взяла пять пачек»

«Товарищи, я только что из молочной лавки. Вчера не была в магазине вообще. Оказывается, на молоко с 1 марта на 20% подняли цену. И сказали, что будет еще повышение»

«В "Пятерочке" хлеб «Украинский новый» несколько дней назад был 39 рублей за 600 граммов, сейчас 43 с копейками. Раньше этот же хлеб в «Магните» тоже был по 39»

«Вчера в отделе "Восточный" заметили, что подорожали колбасы. Например, ветчина, которую еще неделю назад мы покупали за 492 рубля за килограмм, теперь стоит 533 рубля. Пельмени стоили 315 рублей, сейчас 365. Продавец своих покупателей знает, и сказала нам, что обещают еще повышение»

«Хотели закупить крупы и макароны, запас сделать месяца на два. Зашли в "Пятерочку", а полки с крупами почти пустые, остались только дорогие, дешевые все раскупили. Макароны, правда, еще есть, но акционные тоже все раскуплены», - делились жители.

С первых же дней марта крупные федеральные торговые сети добровольно взяли на себя обязательство держать максимальную наценку в 5% на четыре вида социально значимых товаров: молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». Но это лишь подогрело спрос.

Ажиотаж

Страх жителей перед повышением цен привел к ажиотажному спросу на продукты длительного хранения, а он, в свою очередь, не только к повышению цен, но и к дефициту, особенно сахара и круп.

«Жители Воткинска, сообщаю: завезли сахар! Второй посёлок, "Пятёрочка" напротив 40-го магазина. Цена 56 рублей. Бегите, кому надо!»

«Вчера мама моя наблюдала: днем в магазин завезли пять упаковок сахарного песка. Их даже не разложили на полке, а так и оставили на тележке посредине магазина. Пока мама звонила мне, узнать, купить ли для меня и сколько, ни одной пачки уже не было, все раскупили»

«При мне вчера в магазине пенсионер стоял возле полок с сахарным песком. На полке оставалось три больших упаковки по 10 килограммовых пачек в каждой. Сначала он взял 4 пачки, но затем, подумав, положил их обратно и взял две упаковки, то есть 20 пачек. Я спросила его, куда столько, ответ был: а скоро же огородный сезон, заготовки на зиму делать», - рассказали жители Воткинска и Ижевска.

К дефициту сахарного песка и круп в магазинах привел именно ажиотажный спрос, заявили в правительстве Удмуртии, и призвали граждан быть благоразумнее.

«Обращаем ваше внимание, что необоснованный ажиотажный спрос неизбежно приводит к нарушению запланированного графика поставок товаров, в том числе сахарного песка», - прокомментировали в кабмине республики.

Но призывы не помогли. Ритейлеры уверяют, что попросту не успевают подвозить продукты со складов в магазины – товар расхватывают в считанные минуты. Тогда федеральные торговые сети с разрешения минпромторга России решили ограничить продажу продуктов в одни руки. С 5 марта один покупатель может приобрести, например, не более 5 кг сахара, 4 кг муки, 2 литров растительного масла, 5 кг круп. Но это не решило проблему, а отчасти даже усугубило - активизировались спекулянты.

«Некоторые покупатели с целью перепродажи приезжают к магазину на автомобилях целой компанией, по пять человек. Посылают одного к черному входу, ждать, когда привезут сахарный песок. Тут же «часовой» звонит подельникам, которые уже находятся внутри магазина, и каждый покупает по 5 кг сахарного песка, то есть пять больших упаковок. Затем они сбывают его по завышенной цене и даже с доставкой до квартиры. А обычным покупателям магазина ничего не доставалось, потому что привозили небольшие партии товара. Сейчас стали привозить больше», - рассказал Udm-info администратор одного из магазинов торговой сети «Пятерочка» в Ижевске Андрей И.

После первых дней безуспешной борьбы с ажиотажем, торговые сети увеличили объемы поставляемых в магазины товаров с учетом спроса.

«Поставки осуществляются регулярно, запасы имеются в достаточном количестве. На контроле находится вопрос о поставке дополнительных объемов товаров в случае необходимости», - прокомментировали в правительстве.

Власти региона заверили, что запасов продуктов на складах торговых сетей более чем достаточно. Например, сахара – на 9 дней, круп – на 30. Но что будет с ценами?

Причины подорожания

Ажиотажный спрос на основные продукты питания повлек за собой и искусственное завышение цен. Некоторые торговые сети, пользуясь моментом, повысили цены на продукты, купленные ими по старым ценам. Причем, даже на товары отечественного производства.

«Вчера в эко-магазине на ул. Клубной в нескольких отделах на витринах стояли таблички: "Идет переоценка товара, цены спрашивайте у продавца". Например, в отделе с пивом и соками. Что, российские товары тоже от курса доллара зависят? Ну, понятно же, что накручивают цены на ажиотаже, коммерсанты же, им никто не указ», - поделилась мнением одна из жительниц Ижевска.

Но есть и объективные причины роста цен на продукты питания, считают некоторые эксперты. По словам исполнительного директора ООО «КОМОС ГРУПП» Кирилла Чечина, «сегодня мы наблюдаем повышение цен, но пока не критичное – от 3 до 7% по разным товарным категориям».

«Существует огромное количество параметров, которые влияют на стоимость: например, в разные сезоны цена на те или иные компоненты может отличаться. Мы понимаем, что розничная цена должна быть рыночной, а у потребителя должна быть возможность покупать продукцию. Рядовой потребитель анализирует цены на полке в магазине, но дело в том, что между нашим производственным циклом и полочной ценой существует еще несколько звеньев – логистика, наценки посредников и сетей», - прокомментировал для Udm-info Кирилл Чечин, добавив, что "ценовой перекос" возможен на любом из перечисленных им звеньев рыночной цепочки.

Еще один представитель производителей продуктов питания в Удмуртии, председатель «Колхоза (СХПК) имени Мичурина» в Вавожском районе Владимир Капеев уверяет, что пока нет причин повышать цены на производимую предприятием продукцию – молочную и мясную.

«Мы пока не повышали отпускные цены – нет экономического обоснования для этого. Корма для коров у нас свои, выращиваем несколько видов трав, оборудование и техника закуплены до нынешних событий. Но санкции дадут о себе знать, и роста цен не избежать», - рассказал Udm-info Владимир Капеев.

Цена санкций

Цены на продукты питания будут расти и дальше, уверяют собеседники Udm-info. И речь не об импортных продуктах, которые уже уходят с рынка, а о российских, поскольку их производство оказалось напрямую зависимым от заграницы.

«Сейчас мы находимся в ситуации введенных против России санкций – это, безусловно, повлияет на себестоимость товара, потому что у части компонентов, начиная с ветпрепаратов, упаковки, некоторых специй, ингредиентов – импортные корни. В структуре себестоимости они составляют не такую большую величину, и совокупное ее увеличение, которое может быть на фоне введения санкций, мы оцениваем примерно в 2,5% по всей продовольственной корзине», - рассказал Кирилл Чечин.

Его точку зрения поддерживает и Владимир Капеев. По его словам, введение санкций повлечет за собой дополнительные расходы сельхозпроизводителей.

«У нас в СПК трактора – голландские, самые лучшие на сегодня из имеющихся на рынке. К ним надо покупать запчасти для ремонта. Теперь доступ к ним будет закрыт, уже объявили о прекращении поставок. Аналогов этим тракторам среди российской техники нет вообще, а белорусские трактора слабые, часто ломаются. Но придется покупать их. А значит, упадет производительность труда, а за ней – и объемы производства зерна. Второй момент: уже запретили ввоз в Россию импортных лекарственных ветеринарных препаратов. Аналогов им в России попросту нет. Нет у нас своих хороших лекарств для сельхозживотных. Придется искать аналоги. Но неизвестно, как их применение скажется на здоровье дойного стада и на производстве молока. То есть, могут упасть объемы производства молока и мяса. И, чтобы покрыть убытки, мы будем вынуждены повышать отпускные цены. На сколько? Этого сейчас не спрогнозирует никто. Но будем стараться решать возникшие проблемы. Мы же понимаем, что если сильно повысить цены, то мы потеряем покупателей», - прокомментировал Владимир Капеев.

Ищут возможности сдержать цены на свою продукцию и крупные сельхозпроизводители. С их кадровыми возможностями это сделать проще, чем предприятиям меньшего масштаба.

«В настоящее время наши логисты и снабженцы прорабатывают вопросы использования альтернативных компонентов упаковки и других составляющих себестоимости. Максимальный упор будет сделан на российский рынок, что должно положительно сказаться и на себестоимости, и на ВВП страны в целом. Более технологически сложные составляющие, например, запчасти, мы будем искать за рубежом – например, в странах Азии», - поделился планами Кирилл Чечин.

Рулит покупатель

Удержать за собой покупателя постараются и крупные торговые сети. Федеральные ритейлеры применили маркетинговый ход с минимальной наценкой в 5%, правда, только на четыре категории социально значимых продуктов. С ценами на остальной ассортимент они вольны делать что хотят. Но существенного роста цен, по оценкам самих торговых сетей, скорее всего, не произойдет.

«Мы, как и любая другая торговая сеть, работаем по законам рынка. И мы понимаем: если мы ощутимо повысим цены на продукты питания, то мы останемся без покупателя. Наша сеть работает в двух товарных сегментах, и, в любом случае, на социальный сегмент товаров мы будем держать приемлемые цены», - прокомментировал Udm-info коммерческий директор ООО «Домашний гастроном» Александр Балобанов.

Ни один из собеседников Udm-info не взял на себя смелость прогнозировать величину роста цен на конкретные категории продуктов – на ценообразование влияет множество факторов, к которым теперь добавились и санкции. Но с тем, что подорожания не избежать, согласны все.

«Повышение цен на основные продукты питания вполне прогнозируемо в связи с инфляцией. Вероятно, в ближайшее время мы увидим некоторый рост цен на яйцо, что будет связано, скорее, с пасхальным периодом, так как это повторяется ежегодно», - добавил Кирилл Чечин.

Эксперты считают, что большинство участников продовольственного рынка найдут варианты дилеммы «как остаться с прибылью и не потерять покупателя». А если не найдут, им в этом поможет государство. Госдума России уже разработала поправки в законодательство, разрешающие государственное регулирование цен на продукты питания и лекарства. Причем, не только розничных, но оптовых и отпускных. Авторы идеи предлагают установить ценовые коридоры, как это было сделано в 2020 году, когда началась пандемия коронавируса и резкое подорожание продуктов питания. Тогда, по соглашению с российским правительством, торговые сети в течение полугода сдерживали цены на растительное масло, яйцо, крупы и сахар. Правда, когда срок соглашения закончился, цены на эти товары выросли на 30-50%.

"