Posted 27 июня 2022, 14:00

Published 27 июня 2022, 14:00

Modified 18 октября 2022, 06:03

Updated 18 октября 2022, 06:03

Пиратскими путями: в России легализовали параллельный импорт

Пиратскими путями: в России легализовали параллельный импорт

27 июня 2022, 14:00
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Госдума России сразу во втором и третьем чтениях утвердила поправки, освобождающие импортеров от уголовной и административной ответственности за ввоз в страну товаров без разрешения производителя.

Скоро законопроект будет согласован в Совфеде и подписан президентом. Таким образом нормативная база для параллельного импорта будет создана. Однако эксперты не спешат радоваться. У самого параллельного импорта есть серьезные проблемы, пишут Новые Известия.

С одеждой все просто

В поставках одежды Минпромторг не ставил никаких ограничений по маркам – разрешено завозить любые товары откуда угодно. К тому же для этого товара не нужна дорогостоящая сертификация. Эксперты полагают, что параллельный импорт одежды вполне возможен. Тем более что в этой сфере заранее ведется закупка сырья, разработка дизайн коллекции, планирование продаж, - так что часть продукции либо уже произведена, либо запланирована к производству. Поэтому брендам нужно в любом случае продать то, что уже произведено и запланировано к реализации на этот год. Поэтому специалисты уверены, что многим параллельный импорт будет выгоден.

С техникой сложнее

Несмотря на легализацию параллельного импорта, требуется как-то защитить российский рынок от потока контрафакта. Поэтому для ввоза товаров требуется или сертификат соответствия ГОСТ Р (маркировка РСТ) или Сертификат соответствия Таможенного союза (маркировка ЕАС). Такая сертификация обязательна для бытовой техники, электроники, смартфонов. И правила сертификации остаются прежними.

Сертификацией занимается заявитель – это как раз компания, везущая данную продукцию в Россию – здесь необязательно участие именно производителя или бренда.

Так, для импорта тех же смартфонов нужно представить нотификацию ФСБ, пройти лабораторные исследования и подать декларацию соответствия регламенту Таможенного Союза ТР ТС 020/2011, декларацию средств связи, документацию на аксессуары и комплектующие. Если импортирует технику сам производитель или компания, работающая с ним напрямую, собрать эти бумаги несложно. А вот если техника закупается у посредников, то все гораздо сложнее. Подать нотификацию в ФСБ может или сам производитель, или импортер, но последнему нужна доверенность от производителя. Но как ее раздобыть, если зарубежный производитель не желает иметь дел с Россией? Так что теоретически получить сертификаты можно, а практически – почти нереально. Поэтому импортеру легче не заниматься параллельным импортом, а наладить «серые» поставки и продажи через маленькие интернет-магазины, которые можно и закрыть в случае претензий со стороны властей.

И вот здесь огромное поле для коррупции!

Номинальная гарантия

Покупая дорогую технику, люди хотят иметь и гарантию. Раньше сломавшийся iPhone можно было обменять на новый – авторизованный сервисный центр просто оказывал услугу, а платил за нее производитель. Юристы объясняют, что и сейчас по закону в большинстве случаев нужно направлять претензии производителю:

В случае полного ухода из России зарубежных производителей (например, автомобилей или бытовой техники) все обязанности перед покупателем ложатся на продавцов. Если продавец не в состоянии устранить производственный недостаток, то он считается не выполнившим свои обязательства. Другое дело, что почти никто из крупных иностранных производителей не объявил о своем полном уходе из России. Приостанавливают производство, работников отправляют в простой, но российские подразделения, тем не менее, считаются действующими, а значит, именно они несут ответственность перед конечным покупателем. То есть получается, покупателю предлагают стучать в закрытые двери или сдавать в ремонт за свои деньги.

Если же производитель официально ушел из России, то гарантийные обязательства переходят к продавцу. Но и тут не все просто, говорят эксперты.

При отсутствии авторизованных сервисных центров и товара, который не подпадает под гарантию производителя, количество ремонтов, которые продавец может делать, минимальное, это не авторизованные ремонты. Кроме того, ремонт станет дороже, а значит, компания заложит эти издержки в стоимость товара.

Усугубляет проблему дефицит запчастей. В авторизованных сервисных центрах Apple говорят о нехватке самых ходовых деталей – экранов и аккумуляторов.

К слову, в первом квартале 2022 года спрос на кнопочные телефоны вырос на 43%.

Конкуренция снизит цены?

Эксперты считают, что в идеале цены должны снижаться, так как исчезает монополизация и усиливается конкуренция. На это же указывала ФАС, которая всегда была за легализацию параллельного импорта.

Но есть данные, что уже сейчас разница в ценах на электронику очень существенная. Она зависит по разным отраслям от разных схем логистики. На цену товара будут оказывать влияние объем производства, цена логистики, число звеньев в цепочке продаж и спрос в России. По некоторым прогнозам, двукратный рост цен – это не предел. Крупная бытовая техника может подорожать и сильнее из-за сложной логистики. Цены, считают эксперты, могут вырасти в 2-3 раза на холодильники, стиральные машины и т.д. Эту технику нельзя привезти самолетом, а по земле – это, как минимум, через две страны. Цены на эти товары вырастут сильнее всего.

Новых авто не будет

С автомобилями и их запчастями все еще сложнее. Минпромторг составил большой список автомобильных марок, которые можно завозить, включая люксовые бренды - Bentey, Rolls Royce, Bugatti, Ferrari, а также Tesla и Lincoln, которые никогда официально в России не продавались, а значит, и не уходили. А вот массового Ford в этом списке почему-то не оказалось. Впрочем, поясняют эксперты, марки в этом реестре могут быть любые – он все равно не имеет никакого смысла, потому что параллельный импорт автомобилей и запчастей разрешен, но… запрещен.

У нас не легализован параллельный импорт автомобилей и запчастей, у нас прямо запрещен техрегламентом Таможенного союза ввоз автомобилей партиями. Для этого нужно получить одобрение типа ТС, а получить его может только правообладатель, больше никто. Поэтому параллельного импорта автомобилей в Россию нет и не будет.

Параллельного импорта запчастей точно так же не будет, потому что техрегламент о безопасности колесных ТС говорит, что для получения сертификата, чтобы ввезти запчасти в РФ, надо предоставить письмо о том, что запчасти приобретены у изготовителя.

Единственный способ обойти правовую коллизию – переписать законы. Но сделать это непросто, ведь техрегламент един для всех стран Таможенного союза. Но даже если случится чудо, и в техрегламент внесут поправки, массовые поставки автомобилей юрлицами все равно будут невозможны.

Например, вы ООО «Ромашка», хотите привезти партию «Хендай Солярис», без разницы откуда. Вам нужно получить одобрение типа ТС, сейчас это сделать нельзя. Допустим, это регуляторное ограничение снимут. Тогда вам придется заплатить 80-100 млн рублей за оформление документа на эту модель. И так на каждую модель, и каждому юрлицу, потому что испытания будут стоить примерно столько.

Без отмены техрегламента и сертификации возможен только ввоз автомобилей в частном порядке. Как раньше гоняли подержанные авто из Европы и Японии. Но это не сможет компенсировать дефицит в 800 тысяч новых автомобилей.

Время против нас

Чем дальше, тем больше будет трудностей с покупкой и использованием товаров. Находить поставщиков, готовых работать с Россией, со временем будет еще сложнее. Поскольку продавец этих «айфонов» из условного Сомали нарушает условия дилерского соглашения компании Apple, то, наверное, Аррle будет этих ребят ликвидировать.

Такое пиратство вообще в современном мире практически невозможно – слишком все прозрачно, считают эксперты.

Поскольку прослеживаемость товаров стопроцентная, «пиратить», что называется, можно только с пиратами, а больше ни с кем. А их не так много в мире. И Китай, и Казахстан, и Индия к этим странам не относятся.

Поэтому, чтобы что-то завезти так называемым параллельным импортом, нужно иметь не список от правительства и Госдумы, а список тех, кто хочет торговать.

Проблемы с закупками у посредников возникнут также из-за сокращения предложения. Зачем выпускать продукцию для России, если для производителя ее уже как бы и не существует?

Можно лишь надеяться на то, что западные компании не захотят терять прибыли и будут стараться продавать свой товар в Россию любыми путями. Однако в развитых странах рынок устроен иначе. За рубежом именно потребительские общества принимают решения о том или ином отношении – поддержке, или, наоборот, хейте какой-либо продукции.

И получается, что власти разрешили всем заходить в наш дом, только дверь забыли открыть. Да и заходить особо некому. И прежнее изобилие товаров и прежние цены не вернутся. И это надолго.

Подпишитесь