Posted 5 июля 2022,, 09:15

Published 5 июля 2022,, 09:15

Modified 23 мая, 05:53

Updated 23 мая, 05:53

Игра в кино

5 июля 2022, 09:15
Ещё вождь мирового пролетариата называл кино важнейшим из искусств — сто лет спустя принципиально мало что изменилось. Простому смертному мало смотреть фильмы, каждый хотел бы оказаться на киноэкране, хотя бы на полминуты — «кто в этот мир попал, навеки счастлив стал».

Спортсмены — не исключение, хотя им-то проще, некоторые режиссёры специально приглашают на роль знаменитых чемпионов, надеясь поднять интерес к своему детищу.

Разговор на Патриарших

Часто спортсменам предлагают камео — это когда известные люди появляются в кино или сериале в небольшом эпизоде. Уроженец столицы родникового края, лучший баскетболист всея Руси, а по совместительству президент РФБ Андрей Кириленко два года назад дебютировал в кино, сыграв самого себя в сериале «Беспринципные».

Сюжет простой, как хозяйственное мыло. Одна девушка узнаёт, что напротив неё живёт сам Кириленко, желает привлечь внимание знаменитости и целыми днями сидит у окна — угадайте, в чём. Потом она случайно встречает легенду баскетбола на выходе из магазина, дальше у них небольшой диалог — занавес.

— Это мой первый опыт — можно сказать, случайный, — рассказал Кириленко в эфире «Матч ТВ». — С режиссёром этого сериала Романом Прыгуновым знакомы уже больше 15 лет, поддерживаем дружеские отношения. Он предложил мне сняться — я согласился, тем более что живу на Патриарших прудах, история подходящая — там же и проходили съёмки.

В фильм попало секунд 30, а снимали их порядка трёх-четырёх часов. Не то чтобы трудно, но долго. Я всё-таки типичный спортсмен, хотел быстро сделать дело и пойти домой — в спорте нет дублей, как в кино. Мне понравилось, но всё же не стал бы называть этот эксперимент ролью. Сниматься в кино должны люди, которые получали специальное образование. У кого-то есть талант от бога, но это не моё.

Собака бывает японской

«Человек должен попробовать в жизни всё, но не всё», — хитро объяснила своё недавнее участие в мастер-классе по боксу фигуристка Алина Загитова (критики потом не унимались: «не успела заняться боксом, а разговаривает уже как Кличко»).

До бокса, например, Алина успела попробовать свои силы в кино, снявшись камео в эпизодической роли в фильме Александра Домогарова-младшего «Пальма» вместе со своей собакой Масару.

Фильм основан на реальных событиях: в середине 70-х во «Внуково» оставленная в аэропорту собака несколько лет ждала возвращения хозяина, встречая каждый приземляющийся «Ил-18». Об этой трогательной истории написал статью журналист Юрий Рост, а в 1988-м был снят фильм «На привязи у взлётной полосы».

У «Пальмы» две версии — одна для российского проката, другая для японского зрителя. Эпизод с участием Загитовой вошёл в японский вариант.

— В Японии у неё много поклонников, — объяснил своё решение режиссёр, и это чистая правда. Кстати, если кто забыл или не в курсе, Масару — собаку породы акита-ину — Алине подарил премьер-министр страны восходящего солнца.

Мотор, бросок — снято!

Многие советские фильмы о спорте стали классикой — «Вратарь», «Первая перчатка», «Запасной игрок», «Штрафной удар», «Хоккеисты», — перечислять можно долго. В этом же ряду картина «Жребий» Игоря Вознесенского 1974 года, один из лучших советских фильмов о хоккее с Квашой и Гафтом в главных ролях (а чего стоит эпизод с профессором-болельщиком, которого сыграл Евстигнеев!). Что, в общем, неудивительно — консультантом фильма был сам Анатолий Тарасов.

В батальных сценах приняли участие игроки электростальского «Кристалла», в том числе центрфорвард Александр Рязанцев — впоследствии он отыграл два сезона за ижевских «сталеваров». Забавно, что партнёры Александра по «Ижстали» даже не предполагали, что играют бок о бок со «звездой» синематографа — сам он о своём киноопыте ни разу не обмолвился.

— Шурей снимался в кино? Впервые слышу, — удивился легендарный Сергей Абрамов. — Обязательно позвоню, спрошу.

Позвонил или нет, у Сергея Егорыча уже не спросишь, а вот у Рязанцева при случае спросить можно — в июне хоккеист отметил 60-летний юбилей.

Будни и «бронза» Сергея Теплякова

Сергей Тепляков стал первым воспитанником ижевского хоккея, которому довелось сыграть на крупном международном турнире — чемпионате Европы среди юниоров (советская сборная тогда финишировала третьей, пропустив вперёд чехов с финнами). Главным клубом в карьере форварда стал ленинградский СКА, за который Тепляков провёл добрую дюжину сезонов. В 1987 году в составе армейцев с Невы он стал бронзовым призёром чемпионата СССР. Тогда же, в 87-м, нападающий снялся в кино.

— Тренируемся на запасном поле «Юбилейного» — вдруг появляются люди с камерой, — рассказывал Тепляков в интервью ижевскому историку хоккея Михаилу Юрьеву. — После занятия тренер Валерий Шилов подвёл меня к ним. Оказывается, Свердловская киностудия снимает в Питере фильм под названием «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». В главных ролях Алиса Бруновна Фрейндлих и Николай Ерёменко-младший из «Пиратов XX века». Ерёменко по сценарию — хоккеист, и режиссёр Ростислав Горяев посчитал, что я визуально на него похож. Снимали поздними вечерами на Главной арене. Выдали свитер с девятым номером, подгримировали, объясняли каждый новый эпизод.

Ребята из СКА участвовали в массовке, а я в нужный момент падал на лёд, лицо не поднимал. Режиссер командовал: «Снято!», я вставал, Ерёменко ложился на то же место. «Мотор!» Николай поворачивает голову — кровь, ссадина. Так я окунулся в мир искусства.

Вся королевская рать

Когда речь заходит об отечественном спортивном кино, нельзя не упомянуть Виктора Садовского — единственного в мире кинорежиссёра, который снимал только фильмы о спорте. В коллекции мастера картины, знакомые всем с детства — «Удар, ещё удар!», «Одиннадцать надежд», «Девушка и Грант», «Соперницы», «Всё решает мгновение».

Но особняком стоит фильм «Ход белой королевы» по одноимённой повести Льва Кассиля — возможно, лучший у Садовского. Премьера состоялась в апреле 1972 года, спустя два месяца после олимпийского Саппоро, где Галина Кулакова выиграла всё лыжное «золото» и завоевала неофициальный титул Королевы лыж.

В фильм были вставлены реальные кадры с чемпионата мира 1970 года в Высоких Татрах (это был первый чемпионат, который транслировался в цвете) — здесь Кулакова, выйдя на трассу через считанные недели после болезненной операции, завоевала два «золота». Всё это легло в подсознании, что именно Галина Алексеевна — прототип главной героини. Именно так написано в Википедии на страничке фильма, что, конечно же, не соответствует истине. Повесть Кассиль написал в 1956 году, когда Кулакова ещё ходила на лыжах в школу. Да и сам Лев Абрамович незадолго до смерти говорил, что образы главных героев — собирательные, с чертами характера многих представителей советского спорта. Очень мудрое объяснение — всем приятно и никому не обидно.

А про Кулакову ещё обязательно снимут художественный фильм. Правда, зная, на что способен российский спортивный кинематограф, ждёшь этого скорее с опаской. Вы видели «Белый снег», посвящённый Елене Вяльбе? Если нет, то и не надо — лучше включите «Ход белой королевы». Не пожалеете.