Своего крематория в Удмуртии не было, нет, и, похоже, еще долго не будет. Как не будет и многих серьезных проектов, способных принести республике пользу, и не только финансовую. Почему? Да потому что инвестиционный климат в Удмуртии не тот: на словах представителей #КомандыУдмуртии – благоприятный, на деле же – совсем наоборот.
Единственное, что можно посоветовать потенциальным инвесторам после знакомства с историей строительства первого в Удмуртии крематория, – срочно, пока не поздно, искать для инвестиций другой регион. В Удмуртии, где инвестиционным балом правят чиновники регионального правительства и «Корпорации развития УР», работать слишком рискованно. Да и на бал это похоже меньше всего, а больше - на сельскую дискотеку, где за слишком энергичные танцы можно и получить. Что, по сути, и случилось с этим проектом.
Три года назад инвесторов этого проекта приняли в Удмуртии с распростертыми объятиями. Так в регионе принимали всех инвесторов, обещая бизнесу комфортные условия и «зеленый свет» наиболее важным и дорогостоящим проектам.
«Наш проект, может быть, не самый дорогостоящий, но он - социально важный, - говорит директор ООО «ТЕРРА» Павел Берлинский. - Кремация существенно дешевле традиционного способа погребения и экологичнее, но в республике нет своего крематория. И выбравшие кремацию несут дополнительные транспортные расходы. Поэтому строительство крематория необходимо, прежде всего, жителям республики, проект этот в первую очередь социальный и экологический, а уже во вторую - инвестиционный».
Представители «Корпорации развития Удмуртии», взявшейся за официальное сопровождение проекта, предоставили инвесторам на выбор 10 площадок в черте Ижевска. Но ни одна из них не подошла - это в Европе построить крематорий легко, там они стоят прямо в городской черте, и санитарная зона до жилых домов составляет 0 (ноль) метров. У нас это сделать куда сложнее - необходимо соблюсти массу условий и требований.
Инвесторы их и соблюдали, поэтому участки не подошли. Тогда и поступило предложение от администрации Завьяловского района Удмуртии построить крематорий на месте бывшей городской свалки по Воткинскому шоссе.
Бывшая свалка - не самое привлекательное место для строительства, но других подходящих площадок предложено не было. Инвесторы согласились, потратив около полугода на подготовку и проведение общественных слушаний. К ним отнеслись со всей серьезностью, проведя слушания так, как того требует закон, как результат - почти 100-процентная поддержка проекта местными жителями.
Кто-то может усомниться в результатах слушаний - не могут, дескать, жители быть за строительство крематория. Оказывается, могут, но лишь тогда, когда им честно и понятно доказывают, что выбросы современного крематория не опаснее выбросов легкового автомобиля. А инвесторы хотят построить в Удмуртии самый современный крематорий.
Убедить людей тяжело, чиновников - еще тяжелее. Результаты общественных слушаний были отправлены в республиканский минстрой, и там затерялись больше чем на год. Никаких нарушений обнаружено не было, и в мае прошлого года вышло распоряжение правительства о выделении земельного участка под строительство.
Следует обратить внимание на дату - май 2021 года - начало думской предвыборной кампании в регионе. К ней-то и был приурочен протест невесть откуда взявшейся «общественности», раскручивавшей громкий протест против строительства крематория в предвыборных целях.
В правительстве предложили инвесторам поработать и с протестующими. Что они и сделали: противников строительства крематория свозили на аналогичный объект в Ярославле, и вопросы у большинства отпали сами собой. Если кто-то и хотел сделать вопрос строительства крематория политическим, то ему это не удалось - после выборов о протестах никто уже не вспоминал.
Никто, кроме главы Завьяловского района господина Русинова, который в ответ на предложение инвесторов заключить, наконец, договор аренды земли, сообщил, что никакого договора заключать не намерен. Он, мол, за народ, который против, а потому генплан участка изменен, и земля, на которой должен был строиться крематорий - это теперь земля сельхозназначения.
Уложить это в голове не так просто, но придется: вместо крематория на участке бывшей свалки будут что-то выращивать, причем прямо по соседству с битумным заводом, все необходимые разрешения на строительство которого на соседнем участке - выданы.
Инвесторы пошли по инстанциям и судам, но система уже дала задний ход: правительство отменило свое же распоряжение о выделении земли. На том основании, что в документах нашлись какие-то нарушения, связанные с проведением публичных слушаний. Нарушения эти якобы выявил минстрой, который до этого проверял документы в течение года и никаких нарушений не видел, а тут будто бы нашел…
Нашел, но почему-то никто не может сказать, что это за нарушения. В правительстве кивают на минстрой, а в министерстве и рады бы сказать, да тоже не могут - министр сменился, концепция поменялась. В какую сторону, никто не знает, включая министерство, которое умеет в упор не видеть нарушения в ходе общественных слушаний по точечной застройке в центре Ижевска, но может странно затянуть и разнообразить решения по иным заявителям: сначала не находит нарушений, но затем, поднатужившись, все-таки находит.
«Происходят абсурдные вещи, - говорит Павел Берлинский. - Инвесторам, готовым вложить в экономику региона больше 120 млн рублей и создать 15 новых рабочих мест, сначала дают "зеленый свет". А после того как они, уже потратив серьезные деньги, готовы начать строительство, включают "красный". И никто не может сформулировать, почему, на каком основании, что дальше. Это нормально для региона, который заявляет о каком-то благоприятном инвестиционном климате?»
В #КомандеУдмуртии, на словах крайне озабоченной привлечением в регион инвестиций, по всей видимости, нормально. Там не видят ничего плохого в том, чтобы сменить правила игры прямо по ходу, исключительно потому, что так захотелось. Инвесторы, рассматривающие Удмуртию в качестве площадки, должны четко осознавать, что нормативная база, на основании которой они действуют и вкладывают свои деньги, может быть в любой момент отменена: вчера была, а завтра ее уже нет. Значить это для инвесторов может только одно - что реализация в Удмуртии любого проекта на любой стадии может быть отменена, и любой объект может быть заморожен, снесен, а деньги, вложенные в проект, - навсегда потеряны.
По словам Павла Берлинского, инвесторы от реализации проекта отказываться не собираются и готовят уже следующий иск о признании незаконными действий правительства. Впрочем, даже если суд встанет на сторону инвесторов, у #КомандыУдмуртии наверняка найдутся свежие причины отправить предпринимателей на еще один круг административно-регламентного ада, именуемого по недоразумению «повышением инвестиционной привлекательности Удмуртии».