Posted 19 августа 2022, 07:50
Published 19 августа 2022, 07:50
Modified 23 мая, 06:08
Updated 23 мая, 06:08
В Удмуртии каждый шестой клиент ЭнергосбыТ Плюс должен за те или иные коммунальные ресурсы. Поэтому сегодня в отношении неплательщиков правила жесткие: накопил долг два месяца будь готов к персональному блэкауту. Журналист Udm-Info вышла вместе с представителями компании в рейд на отключение от ресурса.
Электромонтеры ЭнергосбыТ Плюс ежедневно отключают до 20 адресов должников в Ижевске.
Сегодня работают в доме на Воровского, 124 в Ижевске. Здесь сразу два неплательщика. У одного долг за электричество свыше 6 000 рублей, общая сумма задолженности по коммунальным услугам — более 48 тысяч. За 20 дней до отключения компания уведомила клиента об ограничениях, дав, таким образом, шанс продолжить пользоваться светом, заплатив долг. Так как он этого не сделал, сегодня на его пороге стоят электромонтеры.
Дома никого не оказалось, поэтому специалисты ограничили потребителя в ресурсе в его отсутствие: открыли электрощиток на лестничной площадке и отключили электроснабжение квартиры. Копию акта об отключении оставили в почтовом ящике. Весь процесс занял менее 10 минут. Теперь хозяину квартиры для подключения придется заплатить не только сумму долга, но и затраты на восстановление электроснабжения. Это 2 510,58 руб. дополнительно.
По словам электрика Виталия Вершинина, бывает, что должники скандалят при отключении, но специалисты компании умеют перевести конфликтные ситуации в мирное русло. Бывает, что отключенный должник подключается к ресурсу самовольно. Но, подчеркивают специалисты — это в первую очередь опасно и может привести к пожару. А во-вторых, влечет за собой административную ответственность и штрафы. При первоначальном таком подключении санкция — 15 тысяч рублей, при повторном вдвое выше.
В компании признаются, что сегодня ситуация с долгами сложная. На середину августа общая сумма задолженности физических лиц — 1 млрд 801 млн руб. Из них только за электроэнергию — 800 млн. Остальная сумма — за горячую воду и отопление.
Поэтому ЭнергосбыТ Плюс сегодня применяет весь спектр инструментов по взысканию долгов, в котором ограничение электричества — это крайняя мера. Клиенту сначала напомнят о необходимости погасить обязательства по телефону, через СМС, в конце концов ему придет официальное уведомление о введении ограничения.
Не так давно на сайте ЭнергосбыТ компании появился список клиентов, которые должны компании от тысячи рублей и выше. В нем 116 тысяч жителей Удмуртии. Фактически каждый шестой клиент компании должен за те или иные коммунальные ресурсы.
«Это печально. Если посмотреть, как дела с долгами в соседних республиках, то, например, в Татарстане общая сумма задолженности за электроэнергию — 200 млн. По сравнению с нами это мизерная сумма, учитывая, что у них и населения больше и потребление больше. У них стыдно не платить. А у нас неплательщики, если их отключили от ресурса, не считают зазорным подключиться самовольно, несмотря на то, что это подпадает под административную ответственность и штрафы», — говорит руководитель регионального центра стратегических коммуникаций Удмуртского филиала ПАО «Плюс» Нил Миназитдинов.
Сейчас энергосбытовая компания прорабатывает возможность передачи данных граждан, имеющих задолженность за коммунальные платежи, в бюро кредитных историй. Такая процедура закреплена законодательно, однако до сих пор энергетиками не применялась. У попавших в списки недобросовестных плательщиков могут появиться сложности с оформлением любого банковского займа, вплоть до отказа в выдаче.
«Самое неприятное то, что клиенты не соизмеряют сумму задолженности с суммой, необходимой для поддержания коммунальной структуры в нормативном состоянии. Например, Т Плюс каждый год выделят на ремонт тепловых сетей по концессионному соглашению как минимум полмиллиарда рублей. Общая сумма второго концессионного соглашения, по которому компания приводит в порядок муниципальные котельные и прилегающие сети, — более 700 млн рублей. Казалось бы, заплати долги, и большая часть этой суммы пойдет именно на инвестиционные программы. Хотелось бы, чтобы в людях проснулась гражданская ответственность», — говорит Нил Миназитдинов.
В ЭнергосбыТ Плюс напоминают, что всегда готовы помочь клиенту расплатиться с долгом, если он оказался в тяжелой финансовой ситуации. Рассрочка задолженности представляется на срок до года. Ее оформить можно в любом клиентском офисе или на сайте компании в разделе Заключение соглашения о рассрочке задолженности (esplus.ru)