Posted 27 сентября 2022, 09:19
Published 27 сентября 2022, 09:19
Modified 19 апреля 2023, 09:52
Updated 19 апреля 2023, 09:52
Наталья (имя изменено по просьбе ижевчанки, - прим. ред.), рассказала о своем трагическом случае: ее сыну 15 лет назад тоже был поставлен диагноз «шизофрения», недавно он погиб - выпал из окна. Также она хочет привлечь внимание к проблеме оказания психиатрической помощи в Удмуртии.
«Я считаю, что виноваты в случившемся врачи и родители парня. Ему поставили диагноз. Он больной человек, у него диагноз "шизофрения". Куда смотрели врачи? Куда смотрели родители? Почему не били в набат?
...Я с сыном все это проходила. Знаете, как принимают врачи? 15 минут прием. Препарат прописали – и все. А принимает он эти препараты, не принимает – кто-то со мной говорил об этом? Сын последний раз почти полгода не был в больнице. Медсестра наконец звонит: "А что это Миша (имя изменено, - прим. ред.) давно не приходил к нам?"
Напавший на школу жил с родителями. Родители не могли этого не видеть, понимаете? Где в наших квартирах можно спрятать такое количество оружия? Родители, получается, просто отгородились, никто его не контролировал, принимает он препараты, или не принимает…
В нашем обществе тема психических болезней очень непопулярна, все этого боятся, отгораживаются, но вы почитайте научные статьи – ведь эти люди живут в совершенно другой реальности. С ними каждый момент может случиться все, что угодно. Надо их контролировать. У него было два пистолета, патроны. Родители не могли не замечать, что у парня крыша едет…
Если у него ненависть такая, он готовился, значит, он и в домашнем обиходе был агрессивным. Чего они сидели, не бежали в больницу, врачей не трясли?
...Когда мой сын заболел – я была в шоке, сколько я пережила… Мне было страшно, я была в панике, ничего не понятно, твой ребенок меняется на глазах, он очень быстро стал совершенно другим человеком… А тихие шизофреники – они еще более хитрые, чем острые, с ними, наверное, еще труднее.
Но я сама привела сына на консультацию, и потом - сколько раз я разговаривала с врачом, была с ней постоянно на связи, врач мне все объяснила, разложила по полочкам, как, чего… Но если бы я не достучалась до врача… А многие родители, я знаю, просто списывают своих детей со счетов, перестают общаться, отселяют… А надо бить в набат!
Вспомните Казань – то же самое. Там вообще парня отселили и потом жаловались: "он так изменился, стал конфликтный"". Но это же твой ребенок!!!
В Ижевске вторая такая трагедия, и все больные шизофренией. В этой службе - психиатрической - у нас, значит, вообще бардак полнейший! Никакого контроля за такими больными нет! Я все это прошла.
...Схема госпитализации таких больных очень сложная: даже если он в неадекватном состоянии, я не могу просто вызвать скорую психиатрическую помощь, - никто не поедет! Я должна сходить в больницу, обратиться к врачу, врач должен или с моих слов выписать разрешение на вызов скорой, или прийти на дом и посмотреть, в каком он состоянии – и выписать направление. И только потом я могу вызвать скорую психиатрическую. Если больной не согласен на госпитализацию – значит, суд, врач диспансера готовит документы, и суд проходит там у них. Прямо в отделении. И судья подписывает решение на госпитализацию. Или я должна вызвать милицию, приезжает милиция с автоматчиками (были такие случаи у меня) и уже решают: вызывать психиатрическую скорую или нет. И в отделении опять та же схема: или он сам соглашается на госпитализацию, или через суд. В общем, схема очень сложная, - но самое главное, врачам пофиг! А родители, может, в силу недостатка информации – или просто устраняются от этой проблемы, отселяют детей, стараются не вмешиваться – ребенок их не беспокоит, и ладно. А парень – это уже бомба замедленного действия.
И мой случай - подтверждение… Сколько я ни контролировала сына, все равно не уберегла. Он десять минут назад мне звонил и был совершенно спокоен. А через 10 минут вывалился из окна…
Тем более сейчас осень, у них как раз начинается обострение…
Тем более сейчас, когда в стране такое, шизофрения может обостряться...
Не понимаю, как родители не видели, что парень «шизел» - тихий был, злобный… Родители должны были сходить к врачу хотя бы проконсультироваться.
…Вспомните того, который взорвал дом (на Удмуртской в Ижевске в 2017 году, - прим. ред.) – мать ведь видела, что парень не в своем уме. Она же это замечала, она сама рассказывала журналистам, что он изменился, и запах газа она в квартире чувствовала, и он ей говорил, что соседи на него "наезжают". Но она не пошла к врачу, а просто отгородилась.
Я считаю, предотвратить все это было можно, если бы – первое – врачи выполняли свои обязанности, и если бы – второе – родители и близкие не отгородились от этой проблемы, потому что этих людей надо обязательно контролировать. А главный контроль – это близкие люди, - те, с кем больной живет. Проявления болезни – их не скроешь.
Сейчас можно сколько угодно усиливать охрану в школах, но если не наводить порядок в нашей психиатрической помощи – такие случаи будут.
Процент шизофрении в Удмуртии, к слову, выше, чем в других регионах, так же, как и суицида, - я читала об этом. А официальные данные по миру – шизофреников, людей с психическими расстройствами, которые состоят на учете – 4%. Это очень много!
Если человеку поставили такой диагноз – он должен постоянно принимать препараты. И этот процесс надо обязательно контролировать! И с родителями должны обязательно работать специалисты – надо людей учить, проводить для них курсы, как вести себя с таким больным, что делать в той или иной ситуации, как контролировать человека…»