Posted 18 ноября 2022, 15:19

Published 18 ноября 2022, 15:19

Modified 20 марта 2023, 11:12

Updated 20 марта 2023, 11:12

Собирать больше нечего: российский автопром вряд ли станет китайским

Собирать больше нечего: российский автопром вряд ли станет китайским

18 ноября 2022, 15:19
Фото: 1MI.
Российские производители автомобилей наращивают объемы производства, а ситуация в отрасли стабилизируется, - доложил Президенту РФ Владимиру Путину глава федерального Минпромторга Денис Мантуров.

«Новые Известия» выяснили, что этот отчет далек от реальности.

«Нам удалось решить главную задачу — сохранить рабочие коллективы и компетенции. Это позволяет сегодня концентрироваться на создании собственной автокомпонентной базы. На эти цели по отдельной программе фонда развития промышленности компаниям будет до конца года предоставлено льготных займов на сумму 32 млрд рублей», - заявил Мантуров на совещании с президентом.

Их осталось четверо

На самом деле, в стране легковые автомобили в товарных количествах выпускают четыре оставшихся на российском рынке предприятия, да и те вряд ли могут гордиться своей продукцией. С конвейера «АвтоВАЗа» сходят в упрощенных версиях без подушек безопасности и антиблокировочных систем старинная Lada Granta и еще более древние Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. УАЗ собирает прежнюю линейку классических моделей, но тоже в изрядно облегченном виде без современной «начинки». Добавим сюда малоизвестный липецкий Evolute и китайский Haval, собираемый в Туле, который после заключения нового соглашения с Минпромторгом формально считается теперь «российским производителем». На этом список «стабилизированных» предприятий будет исчерпан.

В цехах «Lada-Ижевск» пока стоит тишина. Персонала там нет, конвейерные линии скрыты за ограждениями, значительная часть оборудования отправлена в Тольятти. Здесь ждут обещанного начала выпуска электрической модели Lada Largus, но, похоже, даже самые отчаянные оптимисты сегодня слабо верят, что эти электрокары смогут спасти предприятие. Их востребованность на рынке весьма сомнительна из-за нехватки в регионах инфраструктуры для зарядки.

В то же время выпуск полутора десятков автомобильных марок в нашей стране прекратился полностью. Кто-то покинул Россию официально, громко хлопнув за собой дверью. Другие просто, не особенно афишируя свое решение, прекратили сборку. С января по сентябрь нынешнего года продажи новых машин на российском рынке упали сразу на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно статистическому отчету, увеличил продажи в нынешнем году только премиальный корейский бренд Genesis, увеличивший сбыт на 27 машин. Но и это не имеет никакого отношения к российскому автопрому, а лишь свидетельствует о том, что уровень жизни богатых люди в России остался на прежнем уровне. Ведь все проданные у нас автомобили этой марки ввезены в страну уже в собранном виде.

Развитие обещаний

Зато обещаний на тему развития российской автомобильной промышленности чиновники раздали, хоть отбавляй. Дескать, во втором квартале 2023 года возобновит работу завод «Соллерс Авто» во Владивостоке, где ранее собирали машины Mazda. Правда, до сих пор не последовало никаких разъяснений на тему, что там будут собирать. Чуть ранее «Соллерс» обещал наладить производство двух моделей коммерческой техники – фургона и легкого грузовика - под своим брендом на заводе в Елабуге, где раньше делали популярный Ford Transit. Но до дела пока так и не дошло.

Ждет новых поставщиков машинокомплектов калининградский «Автотор», где раньше собирали Hyundai, Kia и BMW. Запуск сборки традиционных машин новых брендов там планировали не позднее апреля, но пока усилия тщетны. А любопытнее всего узнать, что выпустит столичный «Москвич», возрождение которого также было анонсировано совсем недавно.

Своих будущих партнеров оставшиеся без работы российские сборочные заводы пока держат в секрете. Но уже сейчас очевидно, что единственный вариант для возможного сотрудничества – китайские автоконцерны. Даже Иран не проявляет интереса к полуживому российскому рынку и планирует лишь импортные поставки одной модели. Все боятся вторичных санкций.

По данным ГИБДД, в сентябре нынешнего года в России было приобретено и поставлено на регистрационный учет 9753 новых китайских автомобиля. Это пятая часть от всех зарегистрированных новых транспортных средств. Конкурентов у китайцев не осталось. Не считается же таковым Lada, хоть и занимающая по инерции 39 процентов рынка, но сходящая с конвейера в совсем примитивной комплектации?!

Есть ли надежда на Китай?

Самая популярная Lada Granta с единственной подушкой безопасности и четырьмя динамиками вряд ли может что-либо противопоставить лидеру продаж среди китайских моделей - Chery Tiggo 7 Pro. Тем более, этот кроссовер с богатой комплектацией, автоматической трансмиссией и прочими современными устройствами продается за 2,6 млн рублей, без учета скидок. Оставшиеся на складах европейские, корейские и японские аналоги куда дороже. Да и то речь идет о нераспроданных раньше складских запасах, которых хватит еще от силы на три-четыре месяца.

Шансы, что наши предприниматели уговорят китайских партнеров на локальную сборку вместо прямого импорта, минимальны. Ассоциация автопроизводителей КНР уже направила своим членам предписание «активизировать извлечение максимальной прибыли через онлайн-продажи, без маржи дилеров и дистрибьюторов». Китайцы хотят взаимодействовать с покупателем напрямую, посредники им ни к чему, включая крупноузловую сборку. Но если чудо вдруг произойдет, и китайцы запустят локальную сборку в России, проигнорировав эти указания, то, скорее всего, как это уже не раз случалось раньше, все ограничится «отверточной» сборкой. Это когда на почти готовую машину устанавливают колеса и еще несколько незначительных элементов.

Эксперты уверяют, что создать полноценное производство китайских машин в нашей стране в сжатые сроки не представляется возможным. Именно поэтому по дальневосточному проекту «Соллерса» пока нет понимания перспектив. Под вопросом находится и сборка машин в Елабуге (в любом виде). Предполагается, что в Татарстане могут собирать фургоны и грузовики «JAC», но, во-первых, «JAC» их и так начинает импортировать - напрямую из КНР, а во-вторых, эти машины уже собираются в Беларуси под брендом «МАЗ». Иметь три разных канала поставок и три бренда для не самой популярной машины – сомнительная стратегия развития.

Еще не стоит забывать про уже имеющийся опыт работы с китайскими партнерами, которые - на фоне бездонного рынка КНР (в 2021 году там было продано 25,65 млн автомобилей) - Россию всерьез не рассматривают. Они легко приходят и так же непринужденно могут уйти.

Такая же участь может постигнуть и нынешние проекты.

Подпишитесь