Posted 5 декабря 2022,, 18:00

Published 5 декабря 2022,, 18:00

Modified 6 декабря 2022,, 09:38

Updated 6 декабря 2022,, 09:38

В 2020 году коронавирус научил Россию ходить на концерты, не вставая с дивана

5 декабря 2022, 18:00
Кризисные ситуации охватывают не только экономику или политику. Наш проект «Антология кризисов» расскажет, как сфера культуры столкнулась с локдауном 2020 года и какой новый опыт вынесла из него.

Кина не будет

Начало пандемии коронавируса сильно ударило по индустрии развлечений. Из-за локдауна закрываются кинотеатры. Показ ожидаемых фильмов постоянно переносится. В музеи и галереи не пускают. Театры проводят бесконечные репетиции, но артисты не выходят на сцену перед зрителями.

Нет возможности провести досуг в парках отдыха. Даже детские площадки огорожены лентой. А нарушителей наказывают.

Становится скучно.

Стриминговые сервисы

В этот период новый толчок в развитии обрели стриминговые видеосервисы: IVI, Okko, Youtube, Netflix и другие. Зрителей привлекали недорогой подпиской. Всего 300-400 рублей в месяц — и можно наслаждаться бесконечным просмотром сериалов и фильмов. Репертуар телеканалов давно надоел, а здесь выбор поистине безграничен.

Благодаря резкому росту востребованности платных подписок на стриминговые сервисы, многие кинопремьеры вышли онлайн. Среди них российские фильмы «Вторжение» Федора Бондарчука, «Спутник» Егора Абраменко и другие картины. Люди увидели их дома, на диване.

Росли аудитории отечественных стрим-платформ. Лидерами на российском рынке в 2020 году были Ivi и Okko. Например, аудитория Ivi выросла на 14,4% и достигла 59,5 млн уникальных пользователей в месяц по состоянию на декабрь 2020 года. 

Цифровые ресурсы

Эпидемия коронавируса и вынужденная самоизоляция людей привели к тому, что в интернете появилось много интересных проектов, в том числе в области культуры. Министерство культуры для выполнения задач нацпроекта «Культура» перевело работу многих подведомственных учреждений в цифровой формат.

Обрел популярность портал «Культура.РФ». 9 мая 2020 года зафиксировано более 380 тысяч визитов, это самая большая цифра за всю историю существования портала.

Были заведены аккаунты учреждений культуры в социальных сетях. Так, в День театра состоялось около 40 трансляций спектаклей, которые собрали в социальных сетях более 2 млн просмотров. В «Ночь музеев» на портале «Культура.РФ» и в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» прошло 49 трансляций, которые посмотрело более 2 млн человек. «Библионочь», посвященная 75-летию Победы, только за первый день трансляции мероприятий набрала более 3,2 млн просмотров.

Также на портале «Культура.РФ» была создана всероссийская афиша онлайн-мероприятий. Региональные и муниципальные учреждения стали активно пользоваться представленными возможностями. Об онлайн-трансляциях узнавали жители всей страны, а значит, увеличивалась зрительская аудитория. Мероприятие могли «посетить» коллеги и дать ему профессиональную оценку. Проходил заочный обмен опытом, что особенно важно для провинциальных учреждений культуры.

Поход в музей

Пандемия ударила по музеям и театрам, зато дала толчок к активному развитию онлайн-проектов. Даже жители отдаленных районов получили возможность следить за трендами современного искусства, повышать культурный уровень, изучая классические произведения. Третьяковка, Большой театр и другие храмы искусства стали доступны каждому.

Благодаря локдауну музеи перестали быть замкнутым пространством. Зрители посещали онлайн-конференции, гуляли по трехмерным музейным залам, принимали участие в мастер-классах и перфомансах. Люди могли побывать, не выходя из дома, в виртуальных залах Лондонской национальной галереи или парижского Лувра, и часто бесплатно.

Российские театры показали онлайн тысячи спектаклей и концертов. 36 млн человек смогли послушать рассказы классиков и даже посмотреть балет «Щелкунчик», не покупая при этом билет стоимостью в зарплату.

В онлайн — с музыкой!

Артисты научились репетировать онлайн, а музыканты — выступать перед пустым залом ради трансляции в интернете с тысячами невидимых зрителей.

Пандемия поставила музыкантов перед выбором: уходить в закат или искать возможности для творчества и заработка. Из-за запрета массовых мероприятий артистам ничего не оставалось как перейти в онлайн. Звук остался живым, пусть даже через экран смартфона или ноутбука. Артисты начали осваивать стриминговые сервисы, а уютные онлайн-концерты стали похожи на виртуальный тур по параллельной вселенной.

У музыкантов появилось больше времени для творчества. Они начали вести видеоблоги. Отмена концертов ударила по их кошелькам, но благодаря онлайн-сервисам, где слушатель мог купить и скачать любимый трек, артисты могли держаться на плаву и продолжать заниматься творчеством.

Так, вместо отмененного концерта лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров провел «домашний духоподъемный мини-концерт» через трансляцию в социальной сети. В 2020 году музыкант открыл свой канал на YouTube, где выложил старые и редкие записи группы, а также новые видеоклипы к песням для предстоящего альбома.

Новые таланты

В связи с вынужденной самоизоляцией россияне стали проводить больше времени в интернете. Неожиданно для себя многие стали открывать в себе таланты. Потребность в самовыражении подарила нам новых поэтов, художников, певцов, талантливых кулинаров, блогеров. Мало кто сегодня не знает Валю Карнавал или Даню Милохина.

Во многом появлению новых талантов способствовали соцсети. Благодаря им, вирусились многие художественные челленджи. В лентах рекомендаций появлялись новые авторы, с ярким контентом. Чем больше люди отдавались творчеству, тем выше был шанс раскрутиться. Можно было сочинить всего одну песню и наутро проснуться знаменитым. Так, именно в 2020 году обрела настоящую популярность Клава Кока. А рэпер Дава (Давид Манукян) стал известен не только как жених Ольги Бузовой, но и как создатель собственного блогерского дома.

Искусство без границ

Ковид не помешал развитию искусства, более того, он расширил его рамки.

— Наступил расцвет онлайн-технологий в области культуры.

 — Учреждения культуры, в том числе муниципальные, научились работать в новом формате.

— Развивались стриминг-платформы, онлайн-музеи, онлайн-театры и концерты.

— Россияне прикоснулись к шедеврам мирового искусства, не выходя из дома.

Казалось бы, в самое сложное для развития творчества время, когда вокруг сплошные ограничения, мы нашли способ быть еще ближе к искусству.

"