Учитывая, что поставки новых автозапчастей из-за рубежа фактически прекращены, а цены на новые машины взлетели до небес, износ важного агрегата для многих автовладельцев означает прекращение эксплуатации автомобиля и переход в разряд пешеходов. В этих условиях становится крайне востребованной отрасль профессионального ребилдинга, или ремонта автоагрегатов.
«Мы, наверное, единственная страна из крупных производителей автомобильной техники, которая не имеет официально промышленности по восстановлению запчастей и агрегатов», - говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
В России 369 машиностроительных заводов и более 70 тыс. автосервисов. Компания, восстанавливающая запчасти, — это что-то среднее между заводом и автосервисом. В стране около 500 таких фирм. В целом объем рынка ребилдинга оценивается в 70 млрд рублей.
В Удмуртии, по данным портала izhevsk.avtotochki.ru, имеется 193 автосервиса, в которых делают ремонт рулевой рейки. Расточку коленвала, по информации сайта izhevsk.jsprav.ru, могут сделать в мастерских 315 предприятий. Ремонт АКПП в Ижевске предлагается по 116 адресам на Yell.ru. Но еще вопрос, насколько можно доверять этой информации и так ли в действительности велик рынок авторемонта и ребилдинга в столице Удмуртии.
Как писал журнал «АКППро», 20 лет назад в Ижевске было днем с огнем не найти мастеров, которые бы ремонтировали автоматические трансмиссии.
Александр Бармин, основатель сети «АКПП сервис», рассказал, что в 1999 году, когда у его отца вышла из строя коробка передач Ford Taurus (модели AX4S), во всем Ижевске ему удалось найти только одного дядю Васю, который хоть как-то занимался ремонтом коробок. Поиски запчастей тогда привели в московскую компанию «АКПП Сервис». А спустя четыре года Бармин открыл в Ижевске свою компанию по ремонту и обслуживанию автоматических трансмиссий. Сегодня «АКПП Сервис» является лидером рынка с многолетним опытом, владением современными технологиями, гарантиями качества и быстроты ремонта, предлагая его по оптимальной цене. Компания планомерно расширяет сеть филиалов. Кроме головной станции в Ижевске, филиалы компании работают в Перми, Ярославле, Костроме и Нижневартовске. Помимо ремонта автоматических коробок, автосервисы предприятия предлагают такие услуги как диагностика и ремонт ходовой части, тормозной и рулевой систем, а также обслуживание и ремонт всех узлов трансмиссии (раздаточных коробок, редукторов, дифференциалов, карданных валов, приводных валов, ступиц), бензиновых двигателей и любых электронных систем автомобиля.
Эксперты утверждают, что 70% изношенных агрегатов в машинах подлежат восстановлению. При этом стоить они будут, минимум, вдвое дешевле, чем новые. А экономия только на металле составит сотни тонн ежегодно.
«Для того чтобы через три года купить новый автомобиль, нужно расковырять земной шар, вытащить оттуда руду, в угольной домне выплавить чугун. Из этого чугуна в индукционной печи выплавить сталь. Эту сталь закатать, прокалить… Это огромный углеродный след, это колоссальные затраты энергии», - говорит Дмитрий Даньшов, владелец федеральной сети «Механика», у которой семь собственных цехов-филиалов и еще 45 фирм работают по франшизе.
По словам Даньшова, за счет того что сеть покупает запчасти в общем источнике, растут обороты, соответственно, растут скидки, и компания может заказывать эксклюзив. «Если один цех не в состоянии заказать нечто по своим чертежам, то объединение может сказать производителю: нужны поршни нестандартных ремонтных размеров», - поясняет он.
А в московском техническом центре «Гидравлика», который на рынке присутствует 20 лет, в штате трудится 70 человек, а годовой оборот достигает 200 млн. Юрий Валько, владелец техцентра, объясняет, что они восстанавливают, как правило, дорогие и редкие агрегаты. «Если автомобилю 10 лет плюс, стоимость агрегата иногда равна автомобилю, - нового. Поэтому смысл покупать новое вообще отсутствует в этом случае», - говорит Валько. Агрегаты с автомобилей эконом-класса, как правило, не восстанавливают.
«В основном это все малые и средние предприятия, и все наши нормативные документы, все наши инструменты по поддержке МСП могут заработать для них только в том случае, если они легальны будут. Государство должно отрегулировать проблему технической исправности автомобилей в течение всего жизненного цикла. Это нормативно правовое обеспечение, это доступ к финансовым ресурсам, возможность поддержки этих предприятий», - комментирует Сергей Катырин, президент ТПП России.
Несколько лет назад власти заявили, что автокомпонентная отрасль – приоритетная для страны. Однако на ребилдеров до сих пор не распространяется ни одна из программ поддержки. У отрасли даже нет своего кода ОКВЭД.
«Нет такой отрасли, некого поддерживать. Нет нормативно-правовой базы, это самое главное. Естественно, что куча проблем возникают у тех, кто этой работой занимается. Это касается ведь не только автомобильной промышленности. Это касается технических средств по большому спектру, которые эксплуатируются в стране», - продолжает Сергей Катырин.
В ноябре участники круглого стола в ТПП предложили Минпромторгу включить восстановителей в Стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года. Если это будет сделано, у отрасли будет доступ к технической информации производителей, компании получат собственный код ОКВЭД. Все это даст возможность создавать программы подготовки кадров, создать для восстановителей общие стандарты и единое техрегулирование. По оценке Союза автосервисов, ребилдеры могли бы закрыть порядка 1/3 потребности страны в агрегатах для ремонта.