Posted 19 декабря 2022, 12:31
Published 19 декабря 2022, 12:31
Modified 30 мая, 08:57
Updated 30 мая, 08:57
«Вблизи Камбарки находится четыре реки — Кама, Камбарка, Буй и Пизь, а в самом городе — большой пруд. И качество воды в этих пресных водоемах очень важно, ведь мы ее пьем», — рассказывает ученик 8 класса лицея №1 Камбарки Егор Горбуль.
Егор попал в проект не случайно. Еще учась в 7 классе, он заинтересовался химией и математикой, и руководство лицея предложило ему пойти в класс с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. А затем этот класс стал «менделеевским». Именно химию, а также математику и физику, углубленно изучают в таких классах. Для обучения используется образовательная база вузов, входящих в научно-образовательный консорциум «Передовые ЭкоТехнологии» (среди них и Удмуртский государственный университет).
Это уже третий поток школьников Камбарки, которые принимают участие в федеральном образовательном проекте «Менделеевские классы». Проект разработал Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ) при поддержке Федерального экологического оператора (предприятие Госкорпорации «Росатом») в 2020 году.
Со школы интересующимся экологией молодым людям прививают знания о состоянии этой сферы и воспитывают будущих специалистов, которые в будущем смогут работать в новой сфере обращения с отходами I и II классов. Для этого в рамках проекта школьники учатся по передовым образовательным программам в сфере утилизации и переработки отходов.
«Я хочу помочь с утилизацией огромного количества отходов, которые скопились у нас в Камбарке. Пока еще думаю над конкретной будущей профессией, но, скорее всего, стану экологом. И в этом мне поможет химия. Считаю, она — главная из наук», — говорит Егор Горбуль.
Сегодня «менделеевские» классы созданы в шести регионах России — там, где Федеральный экологический оператор строит сеть современных экотехнопарков по переработке отходов I–II классов опасности. Предприятия появятся в Иркутской, Кировской, Курганской, Нижегородской, Саратовской, Томской областях и Удмуртии.
Учащиеся «менделеевских классов» смогут в будущем стать инженерами, химиками-технологами, юристами по экологическому направлению. В этом им помогают не только школьные учителя, но и преподаватели УдГУ и РХТУ. Вебинары, лекции, работа в вузовских лабораториях, самостоятельная разработка проектов — лишь часть работы «менделеевцев».
Прийти, увидеть, победить — знаменитая фраза Цезаря применима и к участникам этого проекта. На экологически опасном объекте увидеть проблему своими глазами и найти пути ее решения — этого ждут от будущих специалистов, пока еще «юных менделеевцев». А помогает им в этом Федеральный экологический оператор и вузы консорциума «Передовые ЭкоТехнологии», проводя «Менделеевские экологические экспедиции».
В прошлом году «юные менделеевцы» из шести регионов вместе со школьными учителями и преподавателями вузов побывали в экспедиции на озере Байкал. «Впечатления незабываемые!», — поделилась Анастасия Журавлева.
«У нас была экскурсия по Байкалу. Мы брали пробы воды, плавали. Это просто потрясающе: когда под тобой глубина воды километр и эта вода прозрачная. У детей был восторг! И мы пили воду прямо из Байкала — она чистая. Посещали особо охраняемые природные территории, видели редких животных и растения, уникальную природу Байкала. Это уникальное место», — рассказывает доцент кафедры УдГУ.
А еще делегации школьников и преподавателей показали территорию бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, который производил больше отходов, чем бумаги. «Дети удивились — неужели такое есть? Да, есть», — вспоминает Анастасия Журавлева.
В сентябре нынешнего года ребята побывали с экспедицией на Финском заливе — в Санкт-Петербурге, Кронштадте, а также на территории полигона промышленных отходов «Красный Бор».
«Во время этих экспедиций они видят, что в них верят, их ждут на предприятии, и многие ребята после поездки говорят: я стану экологом, либо инженером, либо химиком-технологом, и буду решать эти проблемы. Я видела много объектов накопленного экологического вреда и думала, что меня уже ничем не удивить. Но Федеральный экологический оператор всегда находит какие-то уникальные объекты», — говорит Анастасия Журавлева.
Школьников и в подготовке проектов, и в экспедиции сопровождают и их кураторы — студенты Института гражданской защиты УдГУ. Студентка третьего курса ИГЗ Ирина Александрова вместе с ребятами из предыдущего потока ездила в экспедицию на Финский залив.
«Я ездила в Менделеевскую экспедицию в 2022 году. Мы были на Финском заливе, в Санкт-Петербурге и на полигоне промышленных отходов „Красный бор“. Больше всего мне понравилась поездка на полигон, потому что я — будущий промышленный эколог, и скоро я буду работать с подобными объектами. Проект „Менделеевские классы“ очень эффективен в привлечении школьников к экологическим проблемам. В программе у детей много практики и проектной деятельности. К тому же, сами ребята делятся впечатлениями с родными и друзьями, тем самым привлекая все больше людей к более осознанному образу жизни», — поделилась Ирина Александрова.
Ирина, как и другие кураторы, помогала школьникам готовить проекты для конкурса, авторы лучших проектов и поедут в экспедицию.
Для проекта необходимо найти интересную, нетривиальную экологическую проблему и предложить пути ее решения. Чем смелее — тем лучше.
«В прошлом году наши ребята изучали воду, почву, состояние воздуха. В этом году абсолютно другие дети и другие проекты. Они не берут шаблонные темы, а ищут что-то новое, свое. К примеру, тема Елизаветы Бузиловой про утилизацию медицинских отходов — совершенно новая, такую тему наши „менделеевцы“ еще не исследовали», — рассказывает руководитель проектной деятельности «менделеевских» классов лицея №1 Камбарки Оксана Балакина.
Восьмиклассница Елизавета Бузилова интересуется химией и хочет стать врачом, но с экологическим уклоном, и готовит проект об утилизации медицинских отходов.
«Сейчас в Удмуртии очень мало предприятий по утилизации таких отходов, потому что к ним предъявляются очень жесткие требования. А отходов со всех больниц много, и это вызывает проблему. Надеюсь, что когда я стану врачом, то смогу решить эту проблему в нашей республике, придумать какой-то новый способ утилизации медицинских отходов», — поделилась планами учащаяся «менделеевского класса» в Камбарке Елизавета Бузилова.
Руководитель проектной деятельности лицея №1 в Камбарке Оксана Балакина уверена — каждый ученик ее класса со временем внесет свой вклад в решение проблем экологии. А многие делают это уже сейчас. Один из учеников «менделеевского» класса лицея в Камбарке озадачился проблемой, куда складировать отходы с приусадебных участков — ботву, листья, обрезки деревьев: в мусорные баки их складывать нельзя, поскольку это не твердые бытовые отходы.
«И мальчик придумал био-газоустановку для переработки таких отходов, и вырабатываемой этой установкой энергией можно было бы освещать, например, ледовый каток. Еще один интересный проект у другого мальчика: он посчитал, сколько в среднем батареек используется в каждой семье. А утилизировать их некуда. И вот, посещая кружок 3d- моделирования, он спланировал макет контейнера, который можно помещать в подъездах жилых домов. Еще у них есть проект — поставить в школе пьезо-пластины, чтобы обеспечить альтернативной энергией. Что получится в итоге из этих проектов — ждем», — поделилась учитель идеями учеников.
Подготовка кадров — основная задача проекта «менделеевские классы». Так, планируется воспитать будущих специалистов для работы в новой системе обращения с отходами I–II классов, которую создает Госкорпорация «Росатом» в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» в составе национального проекта «Экология».
К примеру, для работы на будущих экотехнопарках по переработке отходов I и II классов, один из которых создается в Камбарке.
«Экотехнопарк создает Федеральный экологический оператор. Это новое предприятие и туда нужны будут специалисты, которые будут работать в лабораториях, следить за соблюдением технологических процессов обработки и утилизации отходов. И этот проект направлен на подготовку таких специалистов. Это для вас открывают предприятие, это ваши будущие рабочие места», — пояснила восьмиклассникам из Камбарки Анастасия Журавлева.
Промышленные предприятия заинтересованы в решении накопившихся экологических проблем, и поэтому ждут у себя подготовленных молодых специалистов — желательно, из своего региона.
«Мне нравится наша республика, и я хочу остаться здесь жить и работать. И в своем небольшом городе можно добиться того же, что есть в городах-миллионниках, сохраняя свое и принося пользу», — считает восьмиклассница Елизавета Бузилова.
Многие «юные менделеевцы» из Камбарки уже сейчас учатся самостоятельно искать пути решения эко-проблем. Как рассказывает их учитель Оксана Балакина, восьмиклассники сами находят связи для пропуска их на предприятия, куда нет доступа обычным школьникам: «И они не только попадают на эти предприятия, но и проводят там анализы или какие-то опыты».
«Проект ФЭО отличный! И ребята занимаются с увлечением, стараются. Ведь впереди у них не только интересные открытия в экспедициях, но и возможность поступить в вуз, а затем и получить достойную и интересную работу», — поделилась мнением Оксана Балакина.