Posted 16 января 2023,, 11:50

Published 16 января 2023,, 11:50

Modified 16 января 2023,, 12:33

Updated 16 января 2023,, 12:33

Мне летать охота: как удмуртские чиновники потратили на перелеты почти 7 млн рублей

Мне летать охота: как удмуртские чиновники потратили на перелеты почти 7 млн рублей

16 января 2023, 11:50
Фото: 1MI
В Удмуртии набирает обороты скандал вокруг загадочной госзакупки в рамках которой на организацию авиаперелетов во втором полугодии прошлого года госструктуры региона потратили почти 7 млн рублей. Некоторые Телеграм-каналы предположили, что речь идет о поездках главы региона Александра Бречалова.

Причем здесь библиотека?

Кто, когда и куда летал за такие сумасшедшие деньги, доподлинно неизвестно. Информация о данной закупке в единой информационной системе представлена крайне скудно. Указано лишь, что извещение о ней не размещалось в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данное положение закона гласит, что максимально полная информация о предмете закупки должна быть опубликована почти всегда, «за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Исчерпывающий перечень случаев, когда детали расходования государственных денег должны сохраняться в тайне, содержит часть 15 той же четвертой статьи упомянутого закона.

«Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, сведения о закупке, осуществляемой в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры», - говорится в Федеральном законе.

Если удмуртские чиновники и впрямь куда-то летали в целях обеспечения госбезопасности, то вопрос можно было и закрыть. В конце  концов, 7 млн на столь важную цель потратить не жалко. Но некоторое недоумение вызывает то, что заказчиком сверхдорогих авиапутешествий выступило автономное учреждение Удмуртской Республики (АУ УР) «Культурно-административный комплекс».

То, что структура, чьим основным видом деятельности, согласно информационной системе СПАРК-Интерфакс, является «деятельность библиотек и архивов», имеет отношение к секретным вооружениям или контрразведке, вызывает у наблюдателей определенные сомнения. Зато на рынке госзакупок «Культурно-административный комплекс», зарегистрированный по тому же адресу, по которому расположено правительство Удмуртии (ул. Пушкинская, д. 214), развернулся на широкую ногу.

За последние восемь лет эта контора заключила более 720 госконтрактов на общую сумму свыше 700 млн рублей. Среди предметов закупок много таких, что совсем не свойственны архивам и библиотекам. В частности, АУ УР заключило госконтракты на организацию питания для мобилизованных граждан на 1,5 млн рублей, оказание услуг по изучению общественного мнения на 3 млн рублей и на полицейскую охрану здания резиденции главы республики на улице Лихвинцева на 2,8 млн рублей.

Прилетит вдруг волшебник

Секретный контракт на авиаперелеты стал восьмым по стоимости среди всех госзакупок за всю историю существования «Культурно-административного комплекса». На него потрачено 6 млн 827 тысяч рублей. Причем, поскольку официальным заказчиком выступало предприятие, формально бюджетными эти деньги не считаются. Датой начала исполнения контракта указано 14 июля 2022 года. Как раз тогда в разгаре была избирательная кампания по выборам главы Удмуртии, и Александр Бречалов без устали путешествовал по городам и весям региона.

В опубликованных сведениях о госзакупке авиаперелетов указано, что по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), применяемому при заключении госконтрактов, она относится к категории «Услуги по нерегулярным пассажирским перевозкам воздушным транспортом на местных линиях, кроме услуг по осмотру достопримечательностей с воздуха». Далее ОКПД2 разъясняет, что конкретно имеется в виду под данной формулировкой.

«Код 51.10.12 - Услуги по нерегулярным пассажирским перевозкам воздушным транспортом на местных линиях, кроме услуг по осмотру достопримечательностей с воздуха. Эта группировка включает: услуги по перевозке пассажиров, осуществляемые воздушным транспортом на нерегулярной основе по местным маршрутам, которые оказываются воздушными судами (включая вертолеты) любого типа; услуги по перевозкам принадлежащего пассажирам багажа и прочего груза, которые могут осуществляться без дополнительных затрат», - говорится в документе.

Только вертолетом…

Поскольку речь идет о местных авиалиниях и в классификации упоминаются вертолеты, многие наблюдатели высказали оценочное суждение. Они предположили, что почти семь пусть де-юре и не бюджетных, но все-таки государственных миллионов рублей могли быть тайно потрачены на вертолетные перемещения Бречалова и его свиты в период подготовки к выборам. Но проведено это было как мероприятия по укреплению обороноспособности и безопасности государства. Возможно, чтобы конкуренты по предвыборной гонке не болтали на эту скандальную тему лишнего.

Главе Удмуртии тут же припомнили его не менее знаменитый беспосадочный авиаперелет в Кез. В 2018 году Бречалов на вертолете слетал в заброшенное село поговорить с жителями об их насущных проблемах. От Ижевска, где работает Бречалов, до Кеза по прямой 119 км. Таксисты и водители бла-бла-кара в среднем обещают довезти пассажира до поселка из столицы республики за 3 часа. С мигалками кортеж главы региона мог бы добраться и быстрее. Сам Кез с его десятитысячным населением можно вдоль и поперек исходить за час. Но глава республики предпочел добираться на вертолете.

Причем, этот факт и тогда не слишком хотели предавать огласке. В официальном пресс-релизе ничего не говорилось о вертолете, и именно это действительно вызвало бурные эмоции у людей. Многие в селе, особенно молодые его жители настоящий авиатранспорт прежде никогда не видели.

Нельзя исключать, что причиной такого нетривиального решения стало состояние дорог в районах республики. Стоит свернуть к райцентрам с федеральной трассы, как качество асфальта ухудшается в разы. Дорожная же сеть, связывающая райцентры с деревнями, асфальта в основном вообще никогда не знала. В межсезонье эти дороги превращаются, попросту говоря, в две колеи, в которых мигалки уже не помогут никак.

"