Как сообщили в республиканской прокуратуре, инцидент произошел в МБДОУ Бемыжский детский сад. По версии следствия, обвиняемая, в период с июля по август 2021 года, путем внесения заведомо ложных сведений в табель учета рабочего времени, незаконно обеспечила начисление и выплату заработной платы своей дочери за работу в качестве музыкального руководителя, которую она фактически не выполняла. Обвинение заведующей предъявлено сразу по двум статьям Уголовного кодекса РФ: мошенничество с использованием своего служебного положения и служебный подлог.
«Полученные денежные средства в сумме более 10 тысяч рублей заведующая детским садом использовала в личных целях. В настоящее время ущерб обвиняемой возмещен», - добавила старший помощник прокурора Удмуртской Республики Мария Маркова.
Подобные преступления – не редкость в бюджетных организациях. Однако обвинение заведующей сразу по двум уголовным статьям при столь незначительной, да еще и полностью возмещенной сумме ущерба говорит об ужесточении подхода к тем, кто фиктивно принимает на работу «мертвые души». Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» предлагает квалифицировать указанные действия по статье 285 Уголовного кодекса как злоупотребление должностными полномочиями. Однако в данном случае кизнерские следователи предъявили женщине более тяжкое обвинение.
Анализ материалов уголовных дел подобной категории показывает, что схема трудоустройства фиктивных работников проста. Руководитель учреждения на основании заявления лица издает приказ о его приеме на работу. Затем в табель учета рабочего времени персонала вносятся заведомо ложные сведения об отработанных сотрудником часах. Затем на основании табеля, бухгалтерия организации на имя лжесотрудника начисляет зарплату, которая выдается на руки либо перечисляется на банковскую карту, но в конечном итоге попадает к руководителю, являющемуся инициатором подобных действий.
Подобные аферы давно проворачивают руководители, как детских садов, так и других бюджетных учреждений Удмуртии. В 2019 году проверка прокуратуры Ленинского района Ижевска установила, что заведующая детсадом №116 в период 2018-2019 годов вносила в официальные документы сведения об осуществлении трудовой деятельности своего сына и сестры. Им начисляли выплаты, зарплату и даже премии по итогам работы.
В Балезинском районе в том же году была осуждена заведующая детским садом, которая фиктивно трудоустроила своего мужа на ставку рабочего по обслуживанию зданий и сооружений во вверенном ей учреждении. Фактически же супруг начальницы никаких трудовых обязанностей не исполнял. Аналогичная история произошла и в Дебесах. Там ущерб составил 20 тысяч рублей.
По словам юриста Марьям Мингалимовой, если проанализировать судебные решения, принятые по уголовным делам, связанным с «мертвыми душами», становится понятно: фиктивных работников принимают на самые простые и низкооплачиваемые должности, не требующие особых навыков, - уборщица, рабочий, лаборант, няня, санитар, воспитатель, сторож.
«Можно выделить две причины, толкающие руководителей на преступление: личное обогащение и желание покрыть очевидную нехватку денег на текущие нужды. Уже в суде люди нередко признавались, что вырученными от «мертвых душ» средствами затыкались вызванные дефицитом финансирования дыры - текущий ремонт, строительство и оплата услуг, не прописанных в бюджете», - полагает Марьям Мингалимова.
Отметим также, что, как ни парадоксально это выглядит, далеко не всегда приговоры по таким делам бывают обвинительными. Например, в Татарстане, в городе Менделеевск, оправдали заведующую детским садом, обвинявшуюся в фиктивном трудоустройстве мужа на должность истопника и хищении, таким образом, свыше 70 тысяч рублей. Отменяя обвинительный приговор первой инстанции, коллегия по уголовным делам Верховного суда Татарстана указала, что фактически обязанности истопника исполняли сама подсудимая и свидетель, охранник-дворник детского сада. Это подтверждается их показаниями на протяжении всего следствия. Поэтому, в связи с тем, что прямые обязанности истопника в детском саду исполнялись, и работа выполнена, заведующая учреждением уголовной ответственности за фиктивное трудоустройство не подлежит.