Решение о повышении стоимости проезда в декабре 2022 года утвердила комиссия по тарифному регулированию Удмуртии. Для каждого города установили свой тариф, исходя из запросов транспортных компаний и экономического обоснования для повышения стоимости проезда.
При этом компаниям-перевозчикам разрешили самостоятельно устанавливать размер скидки за безналичную оплату проезда.
В столице Удмуртии проезд в общественном транспорте подорожал с 10 января на 2 рубля. Вместо 27 рублей горожане теперь платят 29 рублей. Предприятие-перевозчик, АО «ИПОПАТ», при оплате по банковской карте установил скидку в 1 рубль, т. е. проезд обойдется в 28 рублей.
Ранее стоимость проезда на общественном транспорте в Ижевске повышали в декабре 2021 года. Тогда рост составил те же 2 рубля, с 25 до 27 рублей. При этом, если пассажир оплачивал проезд по безналичному расчету, то платил на 2 рубля дешевле (25 рублей).
Рост цен с января 2023 года составил 8%. На такой же процент подорожали и проездные билеты:
Цены указаны для проездных билетов на один вид транспорта.
Власти Удмуртии сохранили бесплатный проездной для пенсионеров, не имеющих федеральных и региональных льгот.
Самый высокий тариф на проезд в общественном транспорте установили в Воткинске. В городе действует нерегулируемый тариф на пассажирские перевозки, поэтому решение о повышении стоимости проезда компании-перевозчики принимают самостоятельно.
Новый тариф на проезд в Воткинске действует с 1 января 2023 года. Повышение составило 2 рубля, с 28 до 30 рублей.
Выросли и цены на проездные билеты (на один вид транспорта):
В самом северном городе Удмуртии, Глазове, новый тариф на проезд общественном транспорте установили с 10 января 2023 года. Он повысился с 27 до 29 рублей. При оплате банковской картой стоимость проезда составит 28 рублей.
В городе действуют регулируемые тарифы, и поэтому устанавливает их комиссия по тарифному регулированию Удмуртии. Она же регулирует и цены на проездные билеты.
С 10 января проездные билеты в Глазове стоят (на один вид транспорта):
В самом южном городе Удмуртии, Сарапуле, новый тариф на проезд начнет действовать позднее остальных городов — с 21 января 2023. Цена вырастет с 27 рублей до 29 рублей.
Также с 25 января повысится стоимость проездных билетов (на один вид транспорта):
В Можге с новым тарифом на проезд в общественном транспорте пока не определились. Связано это со сменой основного перевозчика после ухода с рынка предприятия ИПОПАТ.
Но Можга стал единственным городом Удмуртии, где за всю новейшую историю удалось не повысить, а снизить тарифы на проезд. Это произошло в 2020 году. Тогда в Можге действовал тариф в 27 рублей, который самостоятельно установило АО «ИПОПАТ». Но властям города и минтрансу региона удалось убедить перевозчика снизить тариф с 27 до 25 рублей с 15 июля 2020 года.
В Можге до сих пор действуют нерегулируемые тарифы, но уже проведен конкурс и выбран новый перевозчик, идет работа по внедрению регулируемых тарифов на проезд в общественном транспорте. Новую стоимость проезда установят после этих изменений.
Все компании-перевозчики мотивировали повышение тарифов на проезд в общественном транспорте ростом цен на топливо, горюче-смазочные материалы и запчасти, необходимостью проведения ремонта транспорта и индексации заработной платы сотрудников.
В Ижевске, Глазове и Сарапуле перевозчики просили о повышении тарифа до 30 рублей. Но региональная комиссия по тарифному регулированию сочла эти запросы экономически необоснованными.
По данным Росстата, средняя розничная цена дизтоплива (им заправляют автобусы) выросла в 2022 году на 9,8% при инфляции за год в 11,94%. В Удмуртии в конце прошлого года литр дизтоплива стоил в среднем около 56 рублей.
Как заявил вице-премьер России Александр Новак, власти поставили задачу в 2023 году не допустить роста цен выше инфляции. Для этого запущен демпфер — инструмент для сглаживания колебаний мировых цен на топливо. Он действует так: если экспортные цены на топливо выше внутренних, то нефтяные компании обязаны не повышать розничную цену топлива в России больше, чем на уровень официальной инфляции за год. За это государство компенсирует производителям топлива часть этой разницы. Когда мировые цены на нефть снижаются, то нефтекомпании не снижают цены на АЗС, а отчисляют в бюджет часть прибыли.
Какой рост тарифов на проезд ожидать по итогам 2023 года? Это будет зависеть, в том числе, от того, удастся ли властям сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.