Posted 23 января 2023, 06:14
Published 23 января 2023, 06:14
Modified 23 января 2023, 06:14
Updated 23 января 2023, 06:14
Сегодня это муниципальное бюджетное учреждение, в котором мальчишки и девчонки проходят 3-летний курс обучения — вяжут морские узлы, сигналят флажками, стреляют, ходят на шлюпках, занимаются спортивной и военной подготовкой.
Финансируется «Дельфин» по остаточному принципу. Что не мешает юным морякам добиваться успехов. В прошлом году на слете юных моряков в Костроме они стали лучшими в гребле на ялах и третьими — в гонках под парусом. Третье место в общем зачете морского многоборья — результат более чем впечатляющий.
30 лет «Дельфином» руководил Павел Парфенов, в прошлом — матрос сухогруза Черноморского флота. Сегодня он один из ведущих преподавателей школы, его мечта — обучать курсантов старшего курса навигации и лоции, устройству двигателей внутреннего сгорания. Тем более что на балансе школы имеется свой теплоход «Командор», рассчитанный на 125 пассажиров. О непростой судьбе этого теплохода и пойдет речь…
Теплоход «М-204» был построен на Московском судостроительном заводе в 1956 году. И после 30 лет эксплуатации подлежал списанию и разделке «на гвозди». Последним местом работы теплохода значилась пристань «Ижевск», бывшая в то время подразделением Камского речного пароходства (г. Пермь).
Начальство клуба юных моряков вовремя сориентировалось, попросив Минречфлота СССР передать теплоход на баланс клуба. Что и было сделано в 1986 году.
Собственный теплоход у клуба был, но не было капитана. Найти человека на эту вакансию в Ижевске было крайне сложно. Да и соответствующих ставок у клуба не было — их выбивали 10 лет, столько же судно стояло у причала морского клуба.
Ставки в итоге все-таки выбили. И даже деньги на ремонт теплохода нашлись — была заменена вся наружная обшивка корпуса. Нашелся и капитан, в 1997 году теплоход, получивший громкое название «Командор», был спущен на воду.
Первым капитаном «Командора» был Олег Прокопьев — и это был лучший период в истории судна. Потом капитаны менялись, а в 2010 году на пенсию ушел последний капитан…
В 2012 году «Дельфин» перевели в управление по физкультуре и спорту администрации Ижевска и сразу же аннулировали ставки плавсостава. С великим трудом клуб обеспечивал свою главную ценность — теплоход — ГСМ и краской, осуществлял ежегодное освидетельствование. Пока «Командор» был на ходу, ежегодно из Сарапула приезжал представитель Российского речного регистра, осматривал судно, если необходимо, делал соответствующие замеры, а затем «Дельфин» получал разрешительные документы на эксплуатацию судна в текущем году, предварительно устранив все замечания и перечислив кругленькую сумму в представительство Российского речного регистра в Перми.
Кроме ежегодного освидетельствования, через каждые пять лет проводились очередные осмотры с подъемом и дефектовкой обшивки, винто-рулевой группы. Вообще, содержать судно непросто и весьма ответственно! При этом город образовательному учреждению нисколько не помогал. Скорее, даже мешал.
Учебные суда клубам необходимы в первую очередь для обучения. Ижевские юные моряки учились нести вахты на руле, им приходилось обслуживать судовые силовые установки и палубные механизмы, обеспечивать проведение соревнований на воде, заниматься буксировкой шлюпок, перевозкой личного состава в лагерь на Воложке и обратно.
Даже родительские собрания проводили на борту «Командора» с последующим катанием по пруду родителей, бабушек-дедушек, младших братишек и сестренок. Это были праздники для всех!
А теперь ни праздников, ни занятий на «Командоре» никто не проводит. Вот уже 10 лет он стоит на якоре у базы ДМЦ «Дельфин» без особого дела.
Есть несколько вариантов решения его дальнейшей судьбы.
Самый желанный для юных моряков и наименее реалистичный — потребовать у городской администрации закладки в бюджет средств на подъем, ремонт, оснащение и повторный ввод судна в эксплуатацию, а также выделение ставок плавсостава, при этом самое главное — нахождение и привлечение к работе толкового капитана на достойную зарплату.
Как вариант — подъем теплохода на берег и установка на постаменте. Сейчас во многих городах открывают парки типа московского «Патриот». Почему в Ижевске нет хотя бы подобия такого парка?
Порезать теплоход на «гвозди и иголки»? Этот вариант сулит некоторую прибыль от сдачи металлолома.
Можно передать теплоход по договору с пристанью Ижевск на запчасти для их однотипного судна «М-221». Но с условием, чтобы они в любой момент выделяли теплоход, если вдруг «Дельфину» он понадобится. К этому варианту, кстати, склоняется начальство разного уровня.
И, наконец, самый подлый вариант — ничего не делать и теплоход со временем затонет сам.
А что же официальные власти? Что они говорят о судьбе «Командора»?
На наш запрос Управление по физической культуре, спорту, молодежной политике администрации города Ижевска в лице его начальника А. А. Васюкова сообщило следующее:
«С 2010 года Российским Речным Регистром теплоходу присвоен статус "эксплуатация запрещена". Отсутствует дефектовка подводной части корпуса, без которой невозможно получить статус "эксплуатация разрешена". Теплоход частично разукомплектован, требует капитального ремонта и косметического ремонта внутренних зон теплохода. Примерная стоимость ремонта в ценах 2022 года составляет 7 млн рублей. Учитывая действующие объёмы финансирования, восстановить теплоход силами МБУ СШ "МЦ «Дельфин" не представляется возможным. В настоящее время администрацией МБУ СШ "МЦ «Дельфин" совместно с общественной организацией "Союз советских офицеров УР" изыскиваются точки взаимодействия с заинтересованными в теплоходе "Командор" инвесторами для формирования проекта, удовлетворяющего интересы воспитанников спортивной школы и учитывающее мнение офицеров-моряков Удмуртии».
Очень хотелось бы, чтобы городские власти решили, наконец, судьбу «Командора». И помогли ДМЦ «Дельфин» словом и делом. Если не помогать таким клубам, кто нас завтра будет защищать? Сохранить судно и дать ему вторую насыщенную жизнь было бы делом чести! Всех неравнодушных к судьбе теплохода и ДМЦ «Дельфин» просим откликнуться.