О рекордных в истории предприятия объемах производства в 2022 году отчиталось АО «Концерн Калашников». Предприятие завершило 45 контрактов по гособоронзаказу, 24 договора по линии внешней торговли, а также выполнило работы по организации лицензионного производства. Ижевские инженеры завода «Купол» доработали выпускаемый на предприятии зенитный комплекс «Тор», что позволит ему успешно сбивать ракеты систем залпового огня HIMARS.
В своих соцсетях Александр Бречалов сообщил, что в регионе на 43% вырос объем производства военной продукции, если сравнивать с показателями 2021 года. На данный момент специалисты республики изготавливают 95% российского стрелкового оружия. Также глава региона отметил, что выпуск продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК увеличился на 30%. Так, «Аксион» расширяет линейку медоборудования, «Купол» уже запустил пилотную партию станков с ЧПУ.
Во время своего визита в Ижевск в конце прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу высоко оценил показатели оружейников Удмуртии и заявил, что гособоронзаказ по линии концерна «Калашников» в 2023 году будет значительно увеличен. В свою очередь, генеральный директор предприятия Владимир Лепин заверил главу оборонного ведомства, что холдинг выполнит задачу. Очевидно, намерены справиться с новыми вызовами и другие предприятия отрасли. Однако сначала им придется преодолеть кадровый дефицит.
«В настоящее время нехватка кадров на предприятиях группы компаний составляет около 1400 человек основного производства. Нужны токари, фрезеровщики, шлифовщики, операторы и наладчики станков с ПУ, слесари механосборочных работ. По специалистам основная нехватка инженеров-технологов и инженеров-конструкторов», — сообщили в пресс-службе АО «Концерн Калашников» в ответ на запрос Udm-Info.
«На сегодняшний день предприятие полностью обеспечено кадрами под текущую программу. При этом мы прогнозируем дальнейшее увеличение численности коллектива — в течение 2023 года планируем дополнительно принять около 500 человек. Заводу и его дочерним компаниям вновь потребуются монтажники и регулировщики РЭАиП, слесари, операторы станков с ЧПУ, а также специалисты: конструкторы, технологи, проектировщики, организаторы производства и сопутствующих процессов», — рассказал заместитель генерального директора ИЭМЗ «Купол» Игорь Краснов.
Чтобы справиться с напряженными планами, нужен дополнительный приток специалистов, которых надо где-то найти. На двух крупнейших предприятиях оборонки — ИЭМЗ «Купол» и АО «Концерн Калашников» — сейчас открыто около двух тысяч вакансий. Нужны квалифицированные рабочие, инженеры, конструкторы, организаторы производства и даже снабженцы.
Пока в период кризиса частный бизнес массово сокращает штаты, оборонное производство страдает от нехватки кадров. Причин у дефицита работников в экономике всегда может быть только две: либо на рынке труда нет профессионалов, которые бы отвечали требованиям предприятий, либо соискателей не устраивают условия труда.
Ситуация гораздо серьезнее, чем может показаться со стороны. Сегодня ответственность за невыполнение оборонных заказов предусмотрена вплоть до уголовной. А выполнение плановых заданий сродни подвигу. Найти людей, готовых на трудовой героизм, — непростая задача. В отрасли растут зарплаты, но все, что можно, с рынка труда уже взято. Проблему кадров это пока не решило.
Только за сентябрь 2022 года, когда президент Путин объявил о частичной мобилизации и дал прямое указание незамедлительно обеспечить наращивание производства вооружения и боеприпасов, число вакансий в оборонке, по данным информационного ресурса «Зарплата. Ру», выросло на 7%.
«Рынок труда в оружейном Ижевске останется напряжённым: здесь была, есть и будет конкуренция. Для предприятий это стимул развивать социальную сферу, предлагать зарплату, достойную уровня решаемых задач. Подспорьем станут обучающие проекты, построенные на взаимодействии образовательных учреждений и реального сектора, а также долгосрочная работа по повышению престижа инженерного образования», — считает заместитель гендиректора «Купола» Игорь Краснов.
Зарплатные предложения оборонных заводов Ижевска кажутся вполне конкурентоспособными на общем фоне. Например, АО «Концерн Калашников» предлагает операторам станков с ЧПУ от 35 тысяч рублей. Высококвалифицированный шлифовщик сможет зарабатывать от 45 тысяч, а наладчик оборудования — от 60 тысяч рублей. Примерно такие же предложения публикует «Купол».
Это уровень средней зарплаты по региону, но очередей в кадровую службу предприятия нет. Возможно, это связано с жесткой трудовой дисциплиной в оборонке, а также с тем, что при тяжелой физической работе стартовые зарплаты не соответствуют ожиданиям сегодняшней молодежи. Подавляющая часть молодежи ищет вакансии в отраслях с более высокооплачиваемыми стартовыми позициями, которые к тому же подразумевают более комфортные условия труда и обещают более высокую планку в доходах при профессиональном и карьерном росте.
В такой ситуации наиболее перспективно для предприятий выглядит подготовка собственных кадров по принципу, который чем-то напоминает советские школы фабрично-заводского ученичества. Такие школы, более известные по аббревиатуре «ФЗУ», действовали 1930–1950 годах при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих.
Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодежь в возрасте 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. Во многом именно ученики и выпускники ФЗУ вынесли на себе всю тяжесть трудовых будней на оборонных заводах в годы Великой Отечественной войны. Нечто подобное организовали у себя крупнейшие предприятия Удмуртии.
Например, «Концерн Калашников» самостоятельно занимается подготовкой кадров для себя, проводя профессиональное обучение людей, ранее не имевших профессии рабочего. С такими новичками заключают ученические договоры по таким профессиям как оператор станков с программным управлением, слесарь механосборочных работ, слесарь-инструментальщик, токарь, токарь-расточник, заточник, шлифовщик (круглая и плоская шлифовка), станочник широкого профиля.
«Длительность обучения составляет от 3 до 6 месяцев в зависимости от профессии. В это время ученик получает стипендию. Если в 2021 году у нас было заключено всего 18 таких договоров, то в 2022 году — 191, а в нынешнем году мы планируем принять уже более 400 учеников на подготовку по рабочей профессии с нуля», — рассказали в пресс-службе холдинга.
На ИЭМЗ «Купол» подобная система подготовки кадров отрабатывалась десятилетиями. Она действует по принципу «школа — техникум — вуз — предприятие». Основные звенья программы «Купол-образования» — это «Купол-классы» и инженерные классы в школах Ижевска, Техникум радиоэлектроники и информационных технологий (ТРИТ) имени А. В. Воскресенского, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова и еще 16 технических вузов-партнеров.
«В прошлом году, столкнувшись с дефицитом кадров, мы мобилизовали ресурсы системы „Купол-образования“ и в дополнение к традиционным предложили новые форматы подготовки работников. В ТРИТ создали „взрослые“ группы для обучения монтажников радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Совместно с ИжГТУ дали старт проекту по подготовке регулировщиков РЭАиП, в который пригласили студентов-старшекурсников. „Купол“ взял на себя практическую часть — программу реализуем с привлечением ресурсов заводской системы внутрифирменного обучения», — рассказал Игорь Краснов.
Эксперты, анализирующие рынок труда, называют подобную практику едва ли не единственным способом преодолеть кадровый голод в военной промышленности. По мнению аналитика компании TeleTrade Алексея Федорова, оборонные предприятия должны принимать к себе молодых людей не после окончания средне-специального или высшего учебного заведения, а сразу после школы.
«Таким образом, поступив на работу в 18 лет, с молодым человеком будет заключаться трудовой договор, по которому он встанет на начальную позицию, и несколько дней в неделю будет посещать учебное заведение, где ему будут читать специализированный курс. За это молодой сотрудник будет получать от 70% до 100% начальной заработной платы в ОПК», — формулирует смысл данной практики Федоров.
По его мнению, с помощью такого подхода можно будет решить проблему слишком низкого старта для молодежи в оборонке. В свою очередь, предприятия получат к 22-23 годам не растерянного вчерашнего студента без опыта работы, а полноценного профессионала со средней заработной платой в 50-60 тысяч рублей в месяц. То есть за четыре-пять лет можно наладить очень эффективную систему привлечения и подготовки молодых кадров, которая, кстати, отлично подойдет и для других отраслей.