У руководства Минфина сейчас непростые времена, сообщают Новые Известия. За январь и февраль 2023 года нефтегазовые доходы составили только 947 млрд рублей, а это на 46% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Прочие доходы составили 2,217 трлн рублей, сократившись на 9%.
А расходы федерального бюджета за эти же два месяца выросли на 52% — достигнув 5,744 трлн рублей. Результат начала года под санкциями, которые коснулись нефтегазового сектора: дефицит федерального бюджета составил 2,581 трлн рублей. На весь 2023 год из федерального бюджета на здравоохранение, например, выделят только 1,47 трлн рублей. И это только начало проблем: в законе о бюджете указано, что по итогам 2023 года дефицит должен составить 2,925 трлн рублей. Но максимальная планка уже почти достигнута. Если так будет продолжаться, к концу года дефицит составит 15,5 трлн рублей — почти 60% от доходов федерального бюджета.
Дефицит — это реальные деньги, финансирование социальной сферы, промышленности. Занимать деньги Минфин не любит: только недавно Россия рассчиталась с советскими долгами. Рассчитывать что кто-то на международном рынке даст нашему государству в долг в условиях санкций, не приходится. Остаётся только искать средства внутри страны.
Недавно появилась новость о том, что Минфин может предложит выпуск «патриотических облигаций» для населения. Идея не новая, в мире есть примеры успешных займов у населения. Так поступали США. После того, как Америка вступила во Вторую мировую войну в 1941 году, возникла острая необходимость в дополнительном финансировании. и было принято решение выпустить «военные облигации».
Распространялись народные облигации и в СССР. Первые бумаги выпустили в 1922 году при переходе к НЭПу, выпуск гособлигаций был номинирован не в рублях, а в пудах зерна. Кампания прошла хорошо — выручка от продаж составила 25% от средней массы бумажных денег. Но уже в 1923 году спрос упал и пришлось выпускать принудительные займы, которые были обязаны приобретать частные предприниматели, комиссионеры, подрядчики и прочие «нэповцы».
В 1927 году перешли к новой схеме — распространение бумаг по подписке среди трудовых коллективов. А с 1938 года покупать гособлигации обязали работников колхозов. Принудительные займы в период Великой отечественной войны обеспечили около 10% поступлений в госбюджет. Репутация государственных облигаций в народе была подпорчена в 1957 году, когда ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение прекратить все выплаты и выигрыши по ранее выпущенным облигациям.
У Минфина РФ есть и более свежий опыт займов у населения: с 2017 года в течение 5 лет люди могли приобрести «народные облигации» ОФЗ-н. Увы, но эта программа значительных сумм в бюджет не принесла. Они так и не стали популярными.
«На стабильном, растущем рынке гораздо доходнее покупать акции и облигации корпоративные. Доходность по ним в три-четыре раза больше, чем доходность по государственным бумагам. ОФЗ — это безопасный инструмент для очень консервативных инвесторов, желающих сберечь свои деньги», — говорит доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург, к. э. н. Давид Тереладзе.
Как отмечает руководитель факультета экономики и бизнеса Финансового университета, к. э. н., доцент Екатерина Безсмертная, немало сложностей было и с реализацией бумаг:
«У ОФЗ-н есть ряд недостатков. Например, эти облигации не обращаются на вторичном рынке: приобрести их можно только через уполномоченные банки — агенты (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк или Почта Банк), продать — лишь в порядке выкупа агентом. При этом продать облигации до срока погашения можно за цену приобретения, но не выше номинала. К тому же приобретение облигаций на ИИС (индивидуальный инвестиционный счёт) не допускается — таким образом, приобретая ОФЗ-н, нельзя получить налоговый вычет».
Подвела и маркетинговая составляющая. По мнению Екатерины Безсмертной, Минфин не продумал, на какую аудиторию были рассчитаны бумаги:
«Для людей старшего возраста, при всей простоте нового инструмента, ОФЗ-н, существующие в электронной форме, не совсем привычны и понятны. Для „продвинутых“ инвесторов, они, наоборот, слишком просты и не дают возможности оперировать ими в качестве инструмента для ежедневной торговли».
Выпускать новые «патриотические облигации» на таком фоне и рассчитывать на значительный объём привлечённых средств было бы излишне оптимистично. Хотя, директор управления продаж и клиентского обслуживания ИК Fontvielle Руслан Спинка считает, что в теории средств населения хватило бы на решение многих проблем.
«Несмотря на отток средств с валютных счетов, на рублевых россияне хранят значительные активы. Согласно последнему обзору ЦБ банковского сектора, годовой прирост средств населения превысил темпы 2021 года, а совокупный объём остатков составил 36,6 трлн руб. (+6,9% год к году). То есть это те средства физических лиц — россиян, которые в перспективе могут быть перенаправлены в долговые ценные бумаги», — говорит управленец.
В результате Минфин не стал рисковать — до обсуждения деталей «патриотических облигаций» дело так и не дошло.
Деньги, взятые в долг нужно возвращать. Если только не устроить очередной дефолт. Но это не лучший вариант для экономики и инвестиционной привлекательности страны. Другое дело — просто изъять деньги. Россияне уже привыкли к повышению налогов и сборов. Минфин на днях выступил сразу с двумя предложениями, которые, по сути, подразумевают просто изъятие денег.
Первое — это приостановка соглашений с «недружественными» странами об избежание двойного налогообложения.
Второе предложение — это «добровольные» разовые взносы бизнеса в бюджет. Добровольными они были ещё в январе 2023 года, когда Антон Силуанов рассказывал о возможности бизнеса помочь государству. Но теперь озвучены основные параметры плательщиков, и взносы уже не выглядят такими уж добровольными. От них Минфин освободил нефтегазовые и угольные компании, а также весь сектор малого и среднего бизнеса. Такие взносы должны будут делать компании с прибылью более 1 млрд рублей.
Точный размер ставки взноса станет известен в апреле, но предположительно он составит 5% о суммы превышения прибыли за 2021–2022 года над показателями 2018–2019 годов. Зато есть оценка размера «добровольных» сборов: 300 млрд рублей. Осталось только узнать о том, как будут наказывать за отказ от перечисления добровольных взносов. А любые изъятия у бизнеса — это изъятия у населения в виде повышенных цен на товары. Просто так из чистого альтруизма терпеть убытки бизнес не будет.
Но что такое 300 млрд рублей, когда дефицит бюджета измеряется триллионами? Одной этой мерой будет недостаточно. Давид Тереладзе считает, что без запуска «печатного станка» не обойдётся, а это не сулит ничего хорошего для простых россиян.
«Если в будущем у нас будет включен печатный станок, это приведет к увеличению инфляции. Но и конечно облигационные займы будут очень хорошо использоваться. Но мы все помним кризис 1998 года, когда основным механизмом покрытия дефицита бюджета были облигации, что привело к образованию пузыря и фактически кризиса. Поэтому существует опасность повторения кризиса 1998 года. Могу сказать, что опций у нас мало, а страна находится в изоляции. Многие классические инструменты для покрытия дефицита для нас недоступны», — говорит он.
Получается Минфину и дефицит бесконечно наращивать нельзя, и печатать деньги, при этом занимать у бизнеса в желаемых объёмах тоже опасно. Не удивительно, если правительство всё-таки ещё вернётся к идее займов у населения. Возможно они будут принудительными. Бюджетников в России более 60 млн человек, а значит можно разгуляться на широкую ногу.