Авторы проекта закона уверены, что подобную рекламу нужно оставить только на специализированных каналах и в радиопрограммах, в которых принимают участие медики и фармацевты.
Журналисты «Известий» и эксперты выяснили, способствует ли это сокращению неграмотного употребления лекарств или, наоборот, ограничит доступ пациентов к полезным знаниям о собственном здоровье.
Основной аргумент авторов законопроекта: активная реклама безрецептурных лекарств мотивирует людей на самолечение. Это беспокоит медиков.
Как рассказал доктор медицинских наук, сопредседатель Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антон Наумов, доля такого типа пациентов, практикующих самолечение, может составлять 75 — 80%.
Однако врачи согласились, что зачастую пациент должен самостоятельно заботиться о себе. Речь идет о случаях таких заболеваний, как диабет или астма.
Наумов отметил, что ответственное самолечение — это не игнорирование профессиональной медицинской помощи, а возможность получить базовое знание и навыки для самостоятельной заботы о собственном здоровье. Вследствие чего возможно снижение избыточной зависимости от системы здравоохранения.
Практика запретов в такой сфере, как медицина, неэффективна, уверен депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский.
По его словам, в нашей стране необходимо внедрять принципы ответственного самолечения с помощью повышения медицинской грамотности населения. При этом важно заменить безответственный подход к здоровью на ответственный самоконтроль и информированный выбор. Парламентарий уверен: дефицит информации о лекарствах может повысить нагрузку на систему здравоохранения.
Рациональным подходом к решению проблемы, считают эксперты, станет не запрещение, а расширение количества инструментов взаимодействия с потребителями. Разделение в законе о рекламе терминов «информирование» и «реклама» могло бы на примере безрецептурных лекарственных средств стимулировать рост уровня общественного здравоохранения благодаря ответственному самолечению людей.
Подобные решения возможно правильно оценить и реализовать лишь при наличии продуктивного диалога между бизнесом и государством. Чем продуктивнее будет этот диалог, тем быстрее все заинтересованные стороны смогут определить оптимальные решения.