Posted 29 марта 2023,, 05:43

Published 29 марта 2023,, 05:43

Modified 3 августа 2023,, 10:44

Updated 3 августа 2023,, 10:44

Несогласные — на выход! Что стоит за конфликтом в 100 школе Ижевска?

Несогласные — на выход! Что стоит за конфликтом в 100 школе Ижевска?

29 марта 2023, 05:43
Фото: 1MI
Ссоры детей, конфликты родителей с учителями, «показательные порки» на родительских собраниях, обращение в полицию и прокуратуру… Что же на самом деле кроется за конфликтом в школе № 100? Частный ли это случай или картинка необратимых изменений в системе школьного образования нашей страны?

Первый материал о конфликте между родителями и учителями в сотой школе Ижевска вышел в Udm-info еще в декабре. Напомним, тогда поводом для обращения в редакцию для Александры, матери сына-шестиклассника, стали «разборки» взрослого мужчины — отца одноклассника — с ее ребенком. С применением физической силы и угроз в адрес мальчика.

«Нарушений нет»

После публикации статьи в школе было проведено собрание, на котором в течение нескольких часов обсуждали этот материал и… поведение одного-единственного школьника — того самого, с которым пришел «разобраться» отец его одноклассника. Руководство школы не усмотрело в действиях учителя и родителя никаких нарушений.

Александра написала заявление в полицию. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано. И прокурорская проверка не нашла нарушений ни в действиях правоохранителей, ни в деятельности школы. Также матери отказались предоставить видеозаписи с камер видеонаблюдения в школе.

«Мне не показали записи с видеокамер. Ни в прокуратуре, ни в полиции, ни в школе, — рассказывает Александра. — Возможно, их вообще уже удалили. А в ответе написали, что показания дали учительница и охранник, которые являются представителями школы и заинтересованы поскорее замять дело. Они рассказали, что мой сын выходил из раздевалки, отец одноклассника его позвал, взял за руку и сказал: „Не подходи больше к моему сыну“. Однако многие дети видели и дома рассказывали, что в школе произошло нападение, что мужчина напал на мальчика… Это все случилось 13 декабря, когда в школах были усилены меры безопасности после стрельбы в 88 школе, и дети еще очень остро переживали данную трагедию, не чувствовали себя защищенными… Но никого из детей и родителей не опросили… А к показаниям моего сына и меня следствие отнеслось поверхностно. Когда мы получили этот ответ из МВД с отказом в возбуждении уголовного дела, мы были в шоке. Мой ребенок, когда прочитал, взялся за голову и говорит: „Мама, справедливости вообще нет в жизни?““

Несогласные и «неудобные»

Однако настоящая причина конфликта и травли ее ребенка в школе, считает Александра, заключается совсем в другом. А именно — в том, что родители мальчика не согласны с переходом на электронные сервисы. А раз не согласны, их просто-напросто «выдавливают» из школы.

Напомним, в первом материале речь шла не только о «взбучке», устроенной ребенку в школе, но и о недовольстве многими родителями работой электронного дневника. Родители жаловались на работу этого сервиса, на навязывание электронного обучения, на заваливание детей двойками в тех случаях, когда домашнее задание в электронный дневник даже было не выложено.

Эти нарушения подтвердила прокурорская проверка. Как следует из ответа прокуратуры, в школе были выявлены нарушения, связанные с «оказанием услуг по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости». Прокуратура Ленинского района Ижевска внесла директору МБОУ «СОШ № 100» представление об устранении этих нарушений, и они якобы устранены.

«Я вхожу в родительский совет школы, — продолжает Александра, но, видимо, боясь моих неудобных вопросов, меня не включили в чат школы и скрывают информацию о проведении общешкольных собраний, предпочитая приглашать на собрания „карманных“, лояльных родителей, которые не будут озвучивать реальных проблем школы, а будут подписывать все нужные бумаги. Конечно, ведь важнее отремонтировать актовый зал — „лицо школы“, чем устранить антисанитарию в виде тараканов или заняться вплотную бедами в образовательном процессе, которые готовит нам электронное обучение».

«Нас загоняют в электронные платформы»

Ижевчанка выступает против внедрения в традиционное обучение всевозможных частных электронных платформ, обязательного подключения детей к электронным сервисам.

«Несмотря на недавние заявления министра просвещения о том, что образование у нас останется традиционным, мы видим, что, начиная с сентября, школа с еще большей силой начала заваливать родителей не столько просьбами, сколько требованиями подключать детей к очередным частным платформам. И если в прошлые годы эти просьбы больше напоминали привычный балаган из назойливых сообщений о приезде в школу очередного цирка, театра или очков 3Д и носили рекомендательный характер, то теперь это перешло на новый уровень, и внедрение частных образовательных платформ и частного электронного домашнего задания начало приобретать откровенно наглый, принудительный характер, — говорит Александра. — А классическое традиционное образование с учебниками, тетрадями и бумажными дневниками, в которые записывают домашние задания, выставляют оценки, отодвигается, заменяемое какими-то файлами, ссылками, тестами с нажиманием кнопочек по принципу „Поля чудес“. В результате поголовно у детей портится почерк. Детям все чаще ставят диагноз — дисграфия и нарушения зрения, и это только верхушка айсберга, который возникает вследствие перехода на электронное обучение».

По мнению женщины, школы сегодня намеренно создают такие условия, при которых ребенок не сможет получить полноценных знаний, не подключившись к электронному дневнику и образовательной цифровой платформе.

«Использование любой цифровой платформы подразумевает под собой принятие пользовательского соглашения, или оферты, которую Вы либо принимаете, либо не принимаете. И даже суд не может Вас принудить подписать такое соглашение, так как по закону это может быть только добровольно, и это подтверждают многочисленные ответы даже из самого министерства просвещения, — комментирует мама школьника. — Поэтому, если Вам Ваш классный руководитель пишет вечером в чат со множеством восклицательных знаков о том, что Вы должны все бросить и срочно зарегистрировать ребенка на какой-то очередной платформе, и что это обязательное требование школы, то Вы должны понимать, что они Вам в общем-то врут. Это все равно, что обязательный кредит или договор, который заведомо ущемляет Ваши права. А призывы к срочности, которые есть в большинстве таких сообщений, вообще взяты из арсенала телефонных мошенников, чтобы человек не успел ничего обдумать. И придумывают такие сообщения, конечно же, не сами учителя. Все эти сообщения и требования спускают сверху. Иногда в чаты попадают неотфильтрованные сообщения, в которых учителя забывают убрать рекомендательную шапку — и родители получают, например, такие сообщения:

По факту требования внедрения школьных карт (так называемые карты «проход и питание»), по сути, школа продвигает интересы банка вот таким нехитрым способом. И нам, родителям, непонятно, почему еще данной ситуацией не заинтересовалась прокуратура, антимонопольная служба и Роскомнадзор. По Конституции России у нас гарантировано бесплатное образование, но даже сам вход в школу по этой карте у нас умудрились сделать платным (годовое обслуживание карты для старших школьников сейчас 330 рублей), привязав нас к коммерческому банку.

Школьные родительские чаты уже давно превратились в бесконечную рекламную ленту, где школа выступает как какой-то бесплатный (или не очень?) рекламный агент. А ведь основная суть школы — она должна учить!

А на практике учителя не дают информации о домашнем задании ребенку, даже находящемуся на больничном. Для родителей сейчас образование превратилось по сути в квест: «разгадай ребус — найди домашку». Учителя не проговаривают четко во время урока домашнее задание, кидают на бегу во время перемены: «Смотрите файлы в электронном дневнике», — получается, школа игнорирует тех детей, которые, используя свое законное право на традиционное образование, пользуются бумажными дневниками. Школа же всячески пытается увильнуть от традиционного образования, отправляя для обучения какие-то ссылки: «посмотри там», «зайди в ОК, ВК, Ютуб», «пройди тест»… Школа не хочет сама учить, она только ставит оценку за то, что детей учат сайты, блогеры, родители, тесты и видео очень сомнительного качества. Школа пользуется тем, что многие родители ей по привычке доверяют, исполняя все ее указания по умолчанию. Но вообще-то это называется злоупотреблением доверия».

«Добровольная принудиловка»

По мнению нашей собеседницы, масштабы этого бедствия давно переросли городской, региональный уровень и перешли на федеральный.

«Некоторые департаменты образования регионов начали выпускать не что-нибудь, а приказы об обеспечении 100% регистрации на различных платформах, с уверенностью в том, что школа сможет любым способом заставить родителей регистрировать детей на различных частных платформах типа „Сферума“, „Я-класса“, „Дневник-ру“ прочих, — продолжает Александра. — Но, дорогие родители, вы всегда должны помнить о том, что школа не может принудить вас заключить с кем-либо договор, пользовательское соглашение, взять кредит, купить самолет и так далее…

Что касается ФГИС «Моя школа» — это уже окончательный шаг по затягиванию учеников в цифру. Сама по себе является вроде бы государственной, но при этом в нее входят масса других платформ, и конечный список этих платформ вообще никем не определен, в ней в любой момент может оказаться любая коммерческая гадость. Например, «Сферум» — входит в ФГИС «Моя школа», а это частная контора, которая называется ООО «Цифровое образование». И для людей, которые не вдавались в подробности, все выглядит так, будто «Сферум» является государственной компанией.

По количеству жалоб от родителей на первом месте стоит платформа «Сферум», которую в нашем регионе планируют начать внедрять. Эксперимент по «Сферуму» проходил в 14 регионах, и успешно себя провалил, данные детей регулярно перекачивали во всевозможные «вражеские», недружественные страны, они часто попадали в руки мошенников, а само образование на данной платформе носило явно сомнительный характер. По сути, «Сферум» — это очередная социальная сеть, созданная на платформе ВК. «Дневник.ру» — частная фирма, созданная Гавриилом Леви в 2011 году. В пользовательском соглашении целями создания данной платформы указано ОБУЧЕНИЕ, но в п. 1.2 и 2.2 пользовательского соглашения говорится о том, что в случае смены лица, выступающего от имени администрации, вас, родителей, даже оповещать не будут, они просто внесут изменения в пользовательское соглашение. А мы с вами знаем случаи, когда меняется собственник, легко может поменяться и вид деятельности. А п. 1.4 гласит о том, что пользователь системы — это физическое лицо, добровольно согласившееся с условиями данного пользовательского соглашения. П. 1.8: пароль — последовательность символов, известная только пользователю. А как же тогда ситуация с тем, что пароли раздает учитель, да еще порой прямо в родительских чатах? При всем этом администрация сайта никакой ответственности за взлом и потерю персональных данных не несет. Взломы и утечки персональных данных происходят регулярно и ежедневно, и никто за это чаще всего не отвечает.

Если Вы не соглашались на обработку персональных данных, то нужно написать заявление на отказ от электронного дневника. Если Вы напишете такой отказ и поставите в известность об этом педагогов ребенка — то они обязаны будут выставлять оценки в бумажный дневник еженедельно, а также сообщать домашнее задание в приемлемом для ученика виде. Это может быть запись на доске, диктовка, распечатка на листочке. Главное, чтобы у ребенка был доступ — а как его обеспечить, это задача учителя. В конце недели учитель должен провести проверку выставления оценок в бумажный дневник и поставить свою подпись, зафиксировав выставление оценок. При отказе хоть одного ученика в классе от электронного журнала на этого ученика должен быть заведен бумажный журнал. И за отказ от электронного журнала и передачи персональных данных нельзя подвергать учеников никакой дискриминации. Для всех детей в классе должны быть обеспечены одинаковые условия».

Кто против, объединяйтесь!

Как призналась Александра нашему корреспонденту, они с мужем всерьез думают о переводе своих детей на домашнее обучение. «Моему сыну просто не дадут учиться в этой школе, — говорит она. — Раз мы не соглашаемся на все эти цифровые сервисы — значит, нам „на выход“».

Однако активная ижевчанка собирает вокруг себя всех тех родителей, которые думают так же и так же противятся нововведениям в школах.

Она говорит:

«Дорогие родители, давайте уже начнем самообразовываться! Понятно, что сейчас все вкалывают на двух-трех работах, чтобы прокормить семью и оплатить кредиты и ипотеки, всем некогда, все приползают с работы уставшие, врубают телевизор со сказками о том, как все у нас прекрасно, и если ребенок подходит с очередной просьбой или вопросом, вам проще согласиться, поставить галочку в очередном согласии, не вникая в суть. Но сейчас не то время, когда по привычке всем можно доверять. Каждая Ваша галочка приносит кому-то прибыль в ущерб будущему Вашего ребенка. Персональные данные — это тоже товар, который интересен мошенникам, наркоторговцам, извращенцам. Наши дети нуждаются в нашей защите, и никто, кроме вас, защищать их права не будет! Неравнодушных родителей приглашаю объединиться, вступайте в сообщество „Будущее наших детей“. Сообща мы сможем многое!

"