Posted 5 апреля 2023, 11:00
Published 5 апреля 2023, 11:00
Modified 5 апреля 2023, 11:02
Updated 5 апреля 2023, 11:02
Электросамокаты, моноколеса и гироскутеры, которые в дорожной полиции называют общим термином «средства индивидуальной мобильности», стремительно набирают популярность в Удмуртии. Растет и количество дорожно-транспортных происшествий с их участием. По данным ГИБДД региона, в 2022 году число аварий выросло в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Только официально зарегистрировано было 71 такое происшествие. Судя по данным статистики, многие владельцы СИМ пока не осознают того, что управление этими только на первый взгляд простыми транспортными средствами требует быстрой реакции, тренировки баланса, а также соблюдения норм безопасности для себя и окружающих.
Данные устройства не оборудованы эффективными системами безопасности, но при этом вполне способны развивать скорость от 35 до 80 км/ч. При ограниченной маневренности это создает высокую вероятность потери управления, что представляется опасным как для пешеходов, так и для самих водителей СИМ. Самыми распространенными видами ДТП с электрическими индивидуальными средствами передвижения являются падение (около половины от всех ДТП) и наезд на пешехода (каждая четвертая авария). Еще около 25% случаев в сумме составляют столкновения с другими транспортными средствами, опрокидывания и наезды на неподвижные транспортные средства.
В прошлом году в республике произошло несколько резонансных происшествий с участием самокатчиков. Одно из них случилось 27 июля около часа ночи на улице Удмуртской в Ижевске. Ребенок, катаясь на электросамокате, совершил наезд на пожилую женщину. В результате 67-летняя ижевчанка получила травмы, ее госпитализировали.
За месяц до этого, вечером 23 июня, на улице Холмогорова 47-летний водитель электросамоката совершил наезд на 7-летнего ребенка, который тоже катался на самокате, только обычном. В результате происшествия ребенок получил травмы.
Водители электросамокатов становились не только виновниками, но и жертвами дорожных аварий. В сентябре в Ижевске под колеса автомобиля попал подросток, катавшийся на таком устройстве. Мальчик выехал на дорогу в районе пешеходного перехода у дома № 129 по ул. Кирова. В это же время поворот направо совершала 49-летняя женщина на «Форде». Поскольку пешеходный переход был регулируемым, водитель действовала в соответствии с сигналами светофора без нарушений. Внезапно появившийся перед машиной ребенок на самокате попал под колеса — он получил травмы и угодил в больницу.
Еще один такой же случай произошел прошлым летом в Глазове. Там 2 июля женщина-водитель на площади Свободы на пешеходном переходе сбила 17-летнего парня, который выехал на «зебру» на электросамокате. От удара подросток получил незначительные травмы.
При этом, по мнению сопредседателя рабочей группы «Безопасность дорожного движения» Евгения Литвина, статистика МВД не отражает реальную картину с аварийностью электросамокатов и гироскутеров. По его словам, столкновения двух СИМ или падения людей с электросамокатов часто не фиксируются. Если нет травм, участники ДТП просто поднимаются с земли, отряхиваются и едут дальше.
С 1 марта нынешнего года вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения (ПДД), регулирующих вопросы движения электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности. В новых правилах разрешенная скорость составляет 25 км/ч, пользователи СИМ должны подчиняться требованию дорожных знаков и разметки, а выезжать на проезжую часть можно только лицам старше 14 лет.
Также водители СИМ обязаны подчиняться и другим правилам. Например, ездить по велодорожкам. Если они отсутствуют, можно выезжать на тротуар при условии, что масса СИМ не более 35 килограммов. Пешеходы при этом имеют преимущество. Если СИМ весит более 35 кг, необходимо выезжать на правый край проезжей части, при условии, что скорость ограничена 60 км/ч, у СИМ имеются тормоза, звуковой сигнал и опознавательные огни. К нарушителям ГИБДД будет применять штрафы от 800 до 1500 рублей.
Однако эти поправки Евгений Литвин называет только первым из шагов, которые потребуются для того, чтобы снизить аварийность с участием СИМ. По его мнению, нужны будут также изменения в КоАП, потому что без мер ответственности и контроля никакое ужесточение правил работать не будет.
«Впоследствии нужны будут отдельные правила страхования для пользователей СИМ по аналогии с автомобильным ОСАГО. Вопрос компенсации ущерба здоровью и имуществу при наездах на электросамокатах стоит остро уже сейчас», — отметил Литвин.
Крупнейшие страховые компании в связи с введением поправок в ПДД уже разработали рекомендации для тех, кто может попасть в дорожную аварию с участием средств индивидуальной мобильности. В частности, страховщики подчеркивают, что даже если наезд электросамоката на пешехода или столкновение двух СИМ произойдет на тротуаре, то это все равно будет считаться дорожно-транспортным происшествием.
В случае, если произошло столкновение СИМ и пешехода на тротуаре, рекомендуемый порядок действий должен быть следующим. Во-первых, надо обязательно вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Тротуар по Правилам дорожного движения считается частью дороги. Во-вторых, если пострадавший хочет получить возмещение ущерба с виновника, необходимо зафиксировать факт дорожного происшествия: какой ущерб причинен человеку, какое имущество было повреждено.
«В документах, которые будут оформлять представители дорожной инспекции, должны быть зафиксированы все обстоятельства ДТП и указано, какой ущерб нанесен лицом, управлявшим СИМ. В них также будут отмечены адреса регистрации участников столкновения — это важно для урегулирования споров. Если были получены телесные повреждения, необходимо зафиксировать эти травмы в медучреждении. Все это позволит впоследствии в досудебном или судебном порядке урегулировать материальные претензии к виновнику происшествия», — пояснил начальник управления методологии блока «Урегулирование убытков» ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Бондарев.
В случае столкновения СИМ с автомобилем или другим транспортным средством на проезжей части также надо вызывать сотрудников ГИБДД. Это обязательно надо сделать, и если в ДТП виноват управляющий электросамокатом, и если виновником является водитель автомобиля, нарушивший ПДД. По словам Алексея Бондарева, во втором случае пострадавший может рассчитывать на возмещение по ОСАГО в страховой компании виновника.
«Таких страховых событий в практике „Росгосстраха“ было уже немало, но пока выплаты по „автогражданке“ владельцам электросамокатов в количественном выражении уступают возмещению собственникам других незарегистрированных в ГИБДД средств передвижения. Например, в прошлом году лишь 10% заявлений на выплаты по ОСАГО пришлись на электросамокаты, 57,5% — это обращения от велосипедистов, пострадавших от клиентов страховщика, еще 32,5% — от владельцев мопедов с небольшим объемом двигателя», — рассказал Алексей Бондарев.
Если же в происшествии подтверждена вина управлявшего самокатом человека, то ему никакая компенсация не полагается. А вот водитель поврежденного автомобиля может требовать возмещение с управлявшего самокатом. Причем, если у автомобилиста есть полис добровольного страхования каско, то все заботы на урегулирование лягут на страховую компанию. При этом, согласно Гражданскому кодексу, страховщик впоследствии может в порядке регресса потребовать у виновного в ДТП возместить ущерб в объеме, выплаченном пострадавшему.
Минтранспорта РФ оптимистично рассчитывает, что электросамокаты скоро станут альтернативой автомобилям и общественному транспорту. Ведомство даже разослало региональным властям письмо о том, что тем в срочном порядке необходимо создавать условия для безопасного и комфортного использования гражданами средств индивидуальной мобильности путем их интеграции в транспортную систему городов. В частности — организовать по всей стране парковки и инфраструктуру для электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сигвеев и других СИМ.
В Удмуртии официальных парковок для средств индивидуальной мобильности пока нет. Однако планы по их созданию уже разрабатываются. В частности, в региональном министерстве транспорта подтвердили, что число муниципальных парковок будет расти до тех пор, пока на них не будет полностью удовлетворен спрос. В ведомстве также подчеркнули, что организация мест для стоянки СИМ полностью передана в ведение местного самоуправления.
Такое решение принято на основании правового заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Согласно документу, муниципальные власти могут самостоятельно организовывать и размещать парковки для электросамокатов, а также устанавливать отдельные правила их использования в местах общего пользования.
Тема парковок особенно актуальна для так называемых кикшеринговых самокатов, то есть тех, которые граждане прямо на улице могут взять в почасовую аренду. При этом эксперты уточнили, что места стоянки таких общедоступных электросамокатов не являются нестационарными торговыми объектами и не требуют получения соответствующих разрешений.
«В настоящее время на федеральном уровне не установлены какие-либо правила оказания услуг кикшеринга, равно как и не установлены какие-либо ограничения для организации данной деятельности на территории РФ. Также, в связи с отсутствием на федеральном уровне единого регулирования правил оказания услуг по аренде средств индивидуальной мобильности в муниципальных образованиях стала формироваться различная практика, включая установление требований по оформлению парковок электросамокатов как пунктов проката или нестационарных торговых объектов», — говорится в заключении.
Однако, по мнению экспертов, действующее законодательство не устанавливает требований об оформлении земельно-имущественных отношений для стоянки и остановки самокатов. По общему правилу коммерческий автотранспорт, в том числе кикшеринг, может парковаться в любом не запрещенном ПДД месте, — подчеркнули в Институте законодательства и сравнительного правоведения.