Posted 10 апреля 2023, 15:01

Published 10 апреля 2023, 15:01

Modified 10 апреля 2023, 15:01

Updated 10 апреля 2023, 15:01

Как тоскуют руки по штурвалу: курсантам летных училищ не на чем учиться летать

Как тоскуют руки по штурвалу: курсантам летных училищ не на чем учиться летать

10 апреля 2023, 15:01
Фото: 1MI
В российской гражданской авиации новые самолеты уже закончились, а теперь, вероятно, не будет и молодых пилотов. Курсантам в училищах не на чем летать, а без этого невозможно завершить курс обучения и получить диплом.

О печальной ситуации на воздушном транспорте в нашей стране рассказывают «Новые Известия». В летных училищах России почти не осталось учебных самолетов. Курсанты жалуются, что училищам не хватает запчастей для обслуживания машин. Государство сначала фактически монополизировало сферу подготовки коммерческих пилотов, а теперь не справляется с этой задачей, констатирует журналист издания Виктория Павлова.

Больше всего вопросов вызывает эксплуатация учебных самолетов «Diamond Da-40». Это легкий одномоторный четырехместный самолет, разработанный в Австрии (курсанта за штурвал Боинга сразу не посадят, сначала учат на одномоторных самолетах, потом на двухмоторных, потом переучивают на остальные типы лайнеров). Несмотря на иностранные корни, он стал главной «учебной партой» для будущих пилотов в нашей стране.

Еще в 2013 году было заключено соглашение о лицензионном производстве этих самолетов на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Изначально в России внесли некоторые изменения по части авионики, но в целом конструкция самолета и применяемые компоненты остались такими же, как и у австрийского оригинала. Без импортных запчастей и ремонта уже этим летом как бы отечественные «Diamond Da-40» могут встать на прикол.

Когда курсанты смогут закончить обучение – неизвестно. Пока их отправляют переучиваться на американские «Cessna». Это, конечно, самые популярные самолеты в мире. Но и они не вечные. «Cessna» тоже требуют обслуживания и оригинальных запчастей. К тому же зачастую самолеты «Cessna» используются как начальная ступень обучения, а самолеты «Diamond» – более продвинутая. 

Подготовка пилотов в России давно уже напоминает старый анекдот про сумасшедший дом, в котором пациенты прыгают в бассейн без воды, потому что еще не умеют плавать. Будущие летчики вынуждены проходить обучение на земле из-за дефицита техники и средств на ее обслуживание. Еще в 2018 году курсанты жаловались на хронический недолет: вопреки учебной программе, полеты начинались не раньше 2 курса обучения. Тренажеры также зачастую находятся в нерабочем состоянии.

Самая тяжелая ситуация складывалась с подготовкой пилотов вертолётов для коммерческой авиации. В России есть только одно единственное учебное заведение, где готовят вертолетчиков: Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского. В 2018–2019 годах училище не выпустило ни одного курсанта, поскольку в наличии остался только один учебный вертолет в рабочем состоянии – «Ми-171А2». Семь «Ми-8Т», три «Bell 407» и два «Eurocopter» простаивали в ремонте.

До недавнего времени профессия пилота выглядела очень привлекательно: можно заняться построением карьеры на растущем российском рынке авиаперевозок, а можно было устроиться на работу в зарубежные авиакомпании, столкнувшиеся с дефицитом кадров. Сегодня ситуация иная. В 2022 году российские авиакомпании перевезли  95 млн пассажиров – на 14% меньше, чем годом ранее. Авиакомпании подстраиваются под новые условия, сокращают количество самолетов и пилотов.

Ранее мы сообщали о том, что наиболее вероятной причиной экстренной посадки самолета Boeing 737 авиакомпании «ИжАвиа» в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково стало попадание противогололедного реагента в двигатель, когда тот работал во взлетном режиме.

Подпишитесь