«Когда школа — дома»: ижевчанка о семейном обучении

«Когда школа — дома»: ижевчанка о семейном обучении

13 апреля 2023, 13:51
У Татьяны трое детей, и двое из них — 14 летний Максим и 8-летняя Вера — не ходят в общеобразовательную школу и получают образование дома. О том, нравится ли детям так учиться, о плюсах и минусах альтернативного образования — в нашем разговоре с современной мамой.

Непростое решение

На решение учить своих детей дома Татьяну подтолкнуло разочарование в современной системе образования. Она уверена: дети могут получить в школе хорошие знания только тогда, когда классы небольшие, учителя замотивированы, а ученики — тем более.

«У нас не было ни первого, ни второго, ни третьего. Кроме того, в школе нет индивидуального подхода, там же всех усредняют, потому что так проще. Такая система ломает детей, не дает им развиваться, и то творческое начало, которое в них заложено, постепенно сходит на нет», — считает она.

Хотя принять решение о переходе на другую систему образования тоже было непросто.

«Сначала было страшно, просто жутко. Для меня это был очень решительный шаг. Это же что-то новое, а на новое надо решиться. Я переживала, как это все воспримут окружающие, как отреагируют сами дети. Мы все лето решали, останемся ли мы на домашнем обучении, или пойдем в школу. Взвешивали все „за“ и „против“. А сейчас у меня такое ощущение, что мы всю жизнь учились дома, как будто школы у нас в жизни вообще не было. Мне даже и не жалко, что мы ушли, и дети не хотят возвращаться», — делится Татьяна.

Больше времени и возможностей

С сентября прошлого года дети Татьяны не посещали общеобразовательную школу и учились дома.

«Этот первый год у нас получается такой экспериментальный. Я пока тыкаюсь, плюхаюсь, думаю, как сделать правильнее и лучше. Поначалу мы учились в московской онлайн-школе. Но если к такой школе прикрепляться с постоянным посещением онлайн-уроков, это стоит немалых денег. Цена вопроса — от 14 тысяч в месяц на каждого ребенка. У нас еще, помимо этого, большое количество платных занятий и секций, поэтому пришлось отказаться от онлайн-обучения. Выбрали вариант подешевле, когда учителя просто обеспечивают детей учебниками, рабочими тетрадями и проверяют уроки», — рассказывает женщина.

Для того чтобы учебный процесс шел хорошо, Татьяне пришлось уйти с работы и полностью посвятить себя детям.

«Если семья выбирает домашнее обучение, то понятно, что кто-то из родителей должен не работать. Муж зарабатывает деньги, а я учу детей. Зато теперь у нас есть возможность посещать одновременно и музыкальную школу, и художественную, и школу дизайна. Мы учим английский дома с репетитором и ходим в языковую школу. Занимаемся в школе „Семь пядей“. Посещаем спортивные, танцевальные секции. Ходим в бассейн, на ипподром. Наш с детьми день расписан поминутно. Но мы планируем его так, как нам удобно. У нас хватает времени на все: и уроки сделать, и дополнительно позаниматься. А если бы мы учились в общеобразовательной школе, то никуда бы не успевали, и от половины наших занятий нам пришлось бы отказаться».

А еще Татьяна уверена, что на домашнем обучении учебный материал усваивается лучше.

«На уроках ведь как часто бывает: кто-то из ребят сразу схватывает, а кто-то включается позднее. Учитель объяснил, кто понял — хорошо, а кто не понял — тот не понял. В результате в дневниках появляются двойки и тройки. А может, ребенок совсем не глупый, ему просто надо по-другому объяснить. Дома мы же разбираем подробно каждую тему, проговариваем, пока ребенок не поймет, он из-за стола не встанет. Стараемся не закрывать материал сразу, анализировать его, связывать с остальными, закреплять знания. Я бы, конечно, подошла к обучению более творчески, но времени не хватает, надо же еще и дома убраться, приготовить покушать, постирать. Итак почти не отдыхаю», — признается она.

Самое трудное — организовать

Сейчас Татьяна считает, что когда человек выбирает для детей новую систему образования, ему нужна помощь знающего специалиста, который объяснит, как это все должно правильно происходить. Нужна помощь и детям.

«Честно признаюсь, у меня раньше возникали мысли „может, я зря это затеяла“. Особенно нам было трудно сначала, когда нужно было организовать детей. Ведь в школе учитель сказал — все делают. А тут — ну мама что-то там говорит… Дети должны понять, что они ответственны, что несмотря на то, что они не ходят в школу, им нужно учиться и делать уроки», — делится Татьяна.

Сейчас дети уже привыкли к новому распорядку и все успевают. Близится конец учебного года и впереди у семьи — аттестация, нужно сдать отчет в управление образования.

«Теперь мне нужно будет предоставить оценки ребят, сдать необходимые тесты и ВПР. Только после этого нам дадут справку о том, что мы закончили очередной класс. Чтобы пройти аттестацию, нужно прикрепиться к любой школе, где пойдут навстречу. Мы прикрепились к частным московским школам. Для нас создали личный кабинет и туда отправили необходимые тесты и задания», — рассказывает женщина.

Конечно, часто детям на домашнем обучении не хватает общения.

«Я прямо вижу, что сыну хочется погонять с мальчишками, а дочери — пообщаться с подружками. Ведь в школе дети общаются. Мне иногда кажется, что они и ходят туда не для того чтобы учиться, а для того, чтобы встречаться с друзьями. Я даже предлагала детям: „Может, вернемся?“. Но они ни в какую».

Еще обидно Татьяне от того, что для тех, кто учится дома, не предусмотрена 50% скидка на билеты в поездах. Они с ребятами постоянно ездят на различные конкурсы и такая скидка им бы не помешала.

#Спецпроекты #Эксклюзив #Ирина Вайтукова #Школьники #Дополнительное образование #Среднее образование #Учеба #Многодетная семья
Подпишитесь