Posted 13 апреля 2023, 15:15

Published 13 апреля 2023, 15:15

Modified 13 апреля 2023, 16:14

Updated 13 апреля 2023, 16:14

кухня в блоке

Тараканы и плесень: корреспондент Udm-info увидела жилье 13-летнего сироты

13 апреля 2023, 15:15
Фото: udm-info.ru
кухня в блоке
Резонансная история о передаче 13-летнему сироте в собственность непригодной для жилья комнаты стала поводом для того, чтобы представители ОНФ Удмуртии вместе с корреспондентом Udm-info выехали в Воткинск — разобраться в ситуации на месте.

Ранее редакция Udm-info писала о 13-летнем мальчике-сироте, которому непонятным образом в собственность досталась «убитая» комната в одном из худших общежитий Воткинска. Таким образом ребенка лишили права на получение в будущем хорошего жилья или сертификата на жилье, впрочем, как и права выбора.

Заинтересовало общественность еще то, что все сделки были проведены без согласия опекуна. А условия, в которых, предполагается, должен жить подросток — к слову, отличник и призер олимпиад — пригодны лишь для жизни тараканов.

История комнаты

Мальчик жил когда-то с мамой, которая в 2010 году получила это жилье как малоимущая по договору соцнайма. Когда родился Максим, первые два года, по словам дедушки, мать заботилась о нем. Однако потом женщина начала вести асоциальный образ жизни. В 2018 году ее лишили родительских прав, и 7-летнего мальчика забрал дедушка, у которого он сейчас и проживает.

Спустя 4 года, в 2022-м, мама мальчика умерла, ее комната пустовала, лишь иногда по сей день в нее заглядывает бывший сожитель женщины — так как дверь не закрывается на ключ.

Подозрительная сделка

«В марте 2022 года умирает мама мальчика, и очень быстро, через неделю приходят к дедушке и говорят: „Ты обязан в интересах ребенка подписать соцнайм, так как ребенок у тебя там прописан, чтобы это жилье никому не ушло“. Дедушка говорил, что эта комната не нужна. Они ему сказали, что все будут делать от органов опеки», — рассказывает представитель опекуна мальчика и адвокат Елена Демидцева.

Так без согласия опекуна мальчика сначала в марте был заключен договор соцнайма органами опеки, а уже 13 апреля подписан договор приватизации. При этом никакого обследования комнаты или акта приема-передачи помещения никто не делал, хотя этого требует закон. В мае работники опеки зарегистрировали в МФЦ право собственности на ребенка.

Странно то, что, по словам дедушки, сотрудники опеки давили на связь сына и матери. Ведь по закону жилье, предоставленное по соцнайму, не передается по наследству. Более того, на момент составления всех договоров мама уже была лишена родительских прав, то есть не являлась Максиму членом семьи.

Во время проведения всех сделок начальником отдела опеки и попечительства администрации Воткинска была Ольга Михайловна Кардапольцева. Напомним, именно эту особу в марте текущего года осудили за получение взяток. Следователи выяснили, что она занималась выдачей разрешений на совершение сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним.

Женщина пять лет получала от представителей риэлторских агентств города взятки за ускоренную выдачу разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, а также за выдачу незаконных разрешений на совершение сделок, при которых существенно нарушались права несовершеннолетних владельцев недвижимости.

Требования от нетребовательных?

Уже в июне дедушке пришел счет на оплату коммуналки за комнату, — каждый месяц за это он должен отдавать по 4000 рублей. Тогда пенсионер начал обивать пороги разных инстанций, но его везде «отфутболивали». После этого он обратился к адвокату Елене Демидцевой, которая и разместила в апреле текущего года пост о ситуации.

«Направили ему требование с таким посылом, что если он не заключит договоры с ресурсоснабжающими фирмами и не будет платить коммуналку, то его лишат опеки и он будет привлечен к административной ответственности. Сейчас эти письма мы отдали в органы для проверки», — сказала Елена.

После этого активисты Народного фронта и корреспондент Udm-info приехали в Воткинск, чтобы осмотреть комнату и поговорить с сотрудниками опеки и опекуном Максима. Оказалось, что в этом общежитии более 20 квартир находятся в муниципальной собственности. Многие из комнат пустуют, так как давно непригодны для жилья.

«Тут собака жить не будет»

Первое, что мы увидели, как только зашли в общежитие, — мужчину с коробкой «фунфыриков» с этиловым спиртом. Коридоры и лестницы в плесени. В доме нет газа.

В 11-метровой комнате, предоставленной сироте, активисты и корреспондент не смогли нормально дышать из-за отвратительного запаха. По комнате бегают тараканы, разбросаны окурки и бутылки, в углах растет плесень. Иногда, по словам Елены, сюда забегают и крысы.

Рядом с комнатой есть кухня, но в ней нет ничего, кроме двух обшарпанных столов. Готовить там невозможно. А душ, который относится к блоку Максима, весь в плесени. Что касается туалета, на него даже страшно смотреть, да и света там нет.

«Они говорят, что сделали все по закону, вы посмотрите! Какой это закон?! Что за законы такие? На меня начали налегать, чтобы сделал экспертизу. Какая экспертиза? Тут собака жить не будет, как тут должен жить ребенок? Сюда заходить страшно и жить тут страшно. По закону ему обязаны дать благоустроенное жилье. Сейчас я успокоюсь и продолжу...» — разволновался дедушка Максима.

По словам Елены, в этом доме часто совершают преступления, утром многие жильцы выходят, чтобы добыть алкоголь, а вечером все общежитие «гудит».

Заметаев не приехал...

В квартиру сироты на встречу с журналистами и активистами глава Воткинска не поехал, сюда отправилась Жанна Александрова, заместитель главы администрации города по социальным вопросам, которая дала свой комментарий.

«В данным момент, как и обещали, мы встретились с заинтересованными лицами. Сейчас наша главная цель — понять механизм того, как при достижении возраста 14 лет мальчик мог бы войти в очередь на получение соцжилья. Потому что то жилье, которое сейчас за ним закреплено, действительно, наверное, соответствует не всем требованиям. Но сейчас ребенок здесь не проживает. В 2010 году комната была предоставлена по договору соцнайма маме мальчика. То есть ребенок является членом семьи нанимателя по договору соцнайма, поэтому и возникла вся эта история с закреплением данного жилья за ребенком», — говорит  Александрова.

Однако после лишения родительских прав мама и мальчик уже официально не являются членами семьи. И в наследство жилье по соцнайму не передается.

Что касается местных органов опеки, то на встречу с журналистами и представителями ОНФ приехала женщина, которая работает там всего месяц. Неудивительно, что внятно и детально прокомментировать сотрудница ничего не смогла.

Тем не менее, активисты ОНФ и сотрудники администрации договорились, что построят диалог и вместе найдут решение проблемы.

Напомним, Следственный комитет уже возбудил дело по статье «халатность» в отношении должностных лиц городских и республиканских органов власти в связи с предоставлением ненадлежащего жилья несовершеннолетнему жителю Воткинска. Также свою проверку начала прокуратура.

Udm-info продолжит следить за ситуацией.

Подпишитесь