Posted 23 апреля 2023, 16:59
Published 23 апреля 2023, 16:59
Modified 24 апреля 2023, 08:55
Updated 24 апреля 2023, 08:55
В настоящее врем «Газпром» из-за санкций и остановки «северных потоков» теряет прибыль, только в прошлом году она сократилась в 3,5 раза (до 747 млрд рублей). Европа уже в прошлом году заменила 80% топлива из России газом из США и Норвегии. Так наша страна потеряла 45% экспорта газа в страны дальнего зарубежья. И на этом процесс не заканчивается, пишут «Новые Известия».
На этой неделе Чехия объявила о прекращении закупок газа из России. А деньги «Газпрому» нужны, в планах строительство газопровода «Сила Сибири-2».
Ответ на вопрос, где взять деньги, прост — внутренний рынок. Другие варианты невозможны, чтобы увеличить экспорт в страны Азии, надо либо построить газопровод в Китай, либо развивать мощности по производству СПГ вместе с флотом танкеров. Это долго и дорого.
Поэтому «Газпром» нацелился на внутренний рынок и предложил, чтобы регионы, где развита сеть газовых заправок, закупали технику только на газомоторном топливе. Нужно ли это регионам — неважно. Главное — увеличить поток клиентов на газовые заправки, которые сейчас загружены только на 27%.
На этом фоне предложение дать «Газпрому» свободу формирования цен без привязки к гостарифам выглядит странно. В компании Алексея Миллера предлагают дать вольницу в формировании цен на газ для промышленных предприятий, а также ввести сезонную дифференциацию регулируемых оптовых цен, увеличив диапазон колебаний до 10–20%.
И вроде бы все не так критично, ведь на население и коммунально-бытовых потребителей приходится только 19% от общего потребления газа в стране, но свобода в данном вопросе может привести к обнищанию всех людей. Промышленные предприятия не станут стесняться и увеличат финансовую нагрузку на конечных потребителей, если газ подорожает.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков объяснил, что новое правило в случае идеального сценария не приведет к росту цен. Но давно вы видели, чтобы в нашей стране что-то реализовывалось по идеальному сценарию?
«Это желание Газпрома компенсировать сокращение доходов на европейском рынке за счет внутреннего рынка, но не за счет роста цен на внутреннем рынке. Нет, за счет расширения рынка сбыта своего газа, он хочет больше продавать. Но по действующему законодательству это невозможно. Газпром обязан продавать по тарифам, которые устанавливает ФАС. И он не может ни поднять, ни опустить цену. И получается, что из-за этого независимые производители — прежде всего „Новатэк“ и „Роснефть“ — забрали у него самых лучших, самых прибыльных клиентов. То есть это промышленные предприятия, которые потребляют весь год примерно одинаковые объемы газа, и эти потребители сосредоточены не так далеко от региона добычи — от ЯНАО в основном».
Многие думают, что «Газпром» на внутреннем рынке монополист, но это не так. В 2021 году он поставил только 63% от всего газа, который был необходим России. Возможность давать скидки поможет перетянуть на себя хотя бы часть из оставшихся 37%. Игорь Юшков добавляет, что иногда доля «Газпрома» может опускаться ещё ниже.
«Условно говоря, какому-нибудь заводу „Газпром“ продает топливо по тарифу 3 тыс. рублей за 1 тыс. кубов, приходит независимый производитель и говорит — давайте я вам за 2800 буду отдавать или за 2500. Конечно, клиенты перейдут к нему. А „Газпром“ не может предложить еще ниже цену и удержать у себя потребителя, потому что ему это запрещено законом. Таким образом независимые поставщики забрали фактически половину внутреннего рынка. В отдельные периоды мне казалось, что „Газпрому“ остаётся даже меньше 50% поставок на внутренний рынок».
В худшие времена «Газпром» обеспечивал газом половину внутреннего рынка, 19% из них — бытовое потребление. Остаётся от 31% до 44% от всего потребляемого газа, который Алексей Миллер поставляет промышленным предприятиям и уже выигрывает конкурентную борьбу с независимыми поставщиками. В этом случае кто помешает «Газпрому» поднять цены? Только регулятор в лице Минэнерго, но тогда они вернутся к искусственному ограничению цен.
И про «сезонную дифференциацию» цен в «Газпроме» упомянули неспроста — говорит Игорь Юшков.
«На Газпроме фактически висит все население, весь ЖКХ в стране. В чем проблема с ними — в том, что летом они потребляют крайне мало газа, а зимой потребляют больше. Получается, что Газпром обязан держать в резерве большие мощности по добыче, потому что мало ли, хотя бы неделю в году — в январе, например, будет сильный мороз, и объем потребления газа у ЖКХ и населения тогда очень сильно увеличится. И чтобы этот спрос гарантированно удовлетворить, Газпром обязан иметь огромные мощности по добыче. Это крайне неэффективное использование месторождений».
И эти 10–20% попадут в регулируемый тариф для населения. Зимой стоимость возрастет, а что будет летом, никто не знает. Также Игорь Юшков дополняет, что есть свои риски, даже если «Газпром» снизит цены для промышленных предприятий.
«Но если Газпром вообще выдавит с рынка независимых производителей, тогда, соответственно, у него конкуренции не будет и он сможет без ограничений поднимать цены как монополист».
Риск повышения цен понятен, от него может спасти лишь здоровая конкуренция, но среди «Роснефти» или «Газпрома» она ведётся в основном в кабинетах высокопоставленных чиновников. По мнению Игоря Юшкова, у независимых поставщиков есть свои весомые аргументы.
«Если „Газпром“ потребует заработок на внутреннем рынке, то в ответ независимые производители будут лоббировать уже комплексную реформу газовой отрасли. Они скажут: если Газпрому дать права такие, как и у нас, ну так и нам дайте тоже равные права, например, позвольте нам экспортировать трубопроводный газ. Или скажут: давайте отделим от „Газпрома“ газотранспортную систему. Он будет платить одинаково с нами. Сейчас „Газпром“ платит за транспортировку такой же тариф, как и независимые производители, но он же сам себе платит, своим дочерним структурам — Газпромтрансгазу».
Таки образом, начинается борьба за внутренний газовый рынок, но проходит она почему-то без учёта мнения людей и их возможности оплачивать топливо.