Posted 5 мая 2023,, 06:54

Published 5 мая 2023,, 06:54

Modified 5 мая 2023,, 06:59

Updated 5 мая 2023,, 06:59

Полеты внутри России заметно подорожают

Полеты внутри России заметно подорожают

5 мая 2023, 06:54
Фото: 1MI
О скором подорожании полетов говорят эксперты. Также они сообщают и о сокращении списка летних субсидируемых маршрутов, стоимость билетов на которые была как минимум вдвое ниже по сравнению с обычными.

Грядет традиционное летнее повышение цен на авиаперелеты. Однако этим летом, как отмечает гендиректор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев, на ценовую политику повлияет и сокращение субсидирования. Речь идет о возможном секвестре субсидий по постановлению правительства №1242, а также о «заморозке» дополнительной программы субсидирования отрасли из-за введенных в 2022 году санкций, пишут «Новые Известия».

«На 20-30%, как авиакомпаниям хотелось бы, вряд ли цены поднимутся. Антимонопольная служба где-то их подожмет. А вот в пределах 10-15% стоимость авиабилетов может увеличиться уже в мае», — продолжает Горбачев.

При этом глава Ассоциации «Аэропорт» сообщает, что 2022 год многие российские авиаперевозчики завершили с прибылью.

«У нас 85% пассажиропотока приходится на 20-25 авиакомпаний. И почти все они — коммерческие. Тогда с чего это они — коммерческие ребята — вдруг решили, что государство им обязано помогать? Субсидии им все равно дадут, но, конечно, уже не в таком объеме. Происходящее больше похоже на шантаж», — говорит Горбачев и добавляет, что этот вопрос нужно переадресовать министерствам транспорта и экономики, ФАС.

Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напомнил, что в Воздушном кодексе указано: установление величины платы — это прерогатива авиакомпании. И если перевозчики не получают прямой поддержки в целях удержания тарифов на желательном государству уровне, то они либо переходят на коммерческое ценообразование, либо прекращают летать.

«Что касается пассажиров, то именно на тех линиях, по которым авиакомпании подавали заявки, но не получили субсидии, у них могут возникнуть проблемы. Но все понимают, что в числе направлений, по которым не заключены соглашения сейчас, нет направлений, где авиационный транспорт является безальтернативным. Всегда есть какая-то альтернатива в виде наземного круглогодичного сообщения, либо можно совершить полёт с пересадкой», — говорит Пантелеев.

Некоторые авиаперевозчики, которые ждут миллиарды от государства, уже меняют сетку полетов и отменяют ранее запланированные рейсы.

Например, обновит расписание после майских праздников авиакомпания Татарстана «ЮВТ Аэро», и стоимость полетов на многих рейсах будет коммерческой. Пока расписание в работе, представители авиакомпании не оценивают, насколько в среднем подорожают перелеты. Но обычно стоимость субсидированного билета минимум в два раза меньше по сравнению с обычным.

Переверстывают расписание и другие авиаперевозчики, в частности, Nordwind Airlines.

Напомним, ранее Росавиация утвердила реестр субсидируемых межрегиональных маршрутов на 2023 год, в федеральном бюджете было запланировано на это 9 млрд рублей (на некоторых маршрутах дополнительные субсидии предоставляются и региональными бюджетами). И 17 авиакомпаний рассчитывали получать субсидии по 308 направлениям.

Предполагается, что субсидии с 9 млрд сократятся до 7,5 млрд, то есть отрасль недополучит из дефицитного федерального бюджета 1,5 млрд рублей. В частности, власти могут сократить поддержку для авиакомпаний на региональные рейсы в облет Москвы.

Вопрос пролонгации спецпрограммы пока не решен. В 2022 году, напомним, из-за СВО на поддержку гражданской авиации власти выделили беспрецедентный бюджет — 172 млрд рублей, из них 100 млрд получили непосредственно авиакомпании.

«По сообщению СМИ, сейчас Росавиация с частью авиакомпаний не заключила соглашения на 2023 год. Но это не значит, что по тем направлениям, по которым сейчас не подписано соглашение, до конца года никаких пересмотров не будет. Полагаю, что перераспределение средств в этом году еще может состояться. И на самом деле я не вижу большой проблемы в потере этих 1,5 млрд, которые не доведут до перевозчиков. На фоне того, что не решен вопрос о сохранении такой формы поддержки, которая была в прошлом году (100 млрд рублей, — прим. ред), эти 1,5 млрд — незаметная и малозначительная величина. Принципиальный вопрос именно в больших деньгах, потому как те авиакомпании, которые летали на региональных направлениях, тоже получили часть от этих 100 миллиардов», — комментирует Пантелеев.

При всем этом Виктор Горбачев также отмечает, что вряд ли авиакомпании, не получив субсидии, решат сокращать сетку полетов.

«Если начнут сокращать, значит, будут недополучать доходы. Вот и все. Летный состав же они не уволят, а на каждое воздушное судно приходится три состава — один летает, другой отдыхает, третий на подхвате. Пилотам надо платить, техслужбе — платить. Срезать количество полетов — себе в убыток», — резюмировал Горбачев.

Напомним, ранее президент «Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (в нее входят крупнейшие авиаперевозчики в стране) Владимир Тасун сообщал, что еще в феврале Ассоциация просила Минтранс выделить в 2023 году авиаторам еще 100 млрд рублей субсидий на авиаперевозки по стране. На сегодня вопрос с выделением такой суммы не решен.

"