Posted 7 мая 2023, 06:26
Published 7 мая 2023, 06:26
Modified 7 мая 2023, 06:28
Updated 7 мая 2023, 06:28
Для кого-то конец 90-х — начало 2000-х годов было лучшим временем жизни, но не для большинства жителей Удмуртии, причем подавляющего большинства. Одни месяцами не видели денег, работая на еле-еле дышащих на ладан заводах, другие жили тем, что даст приусадебный участок, работая в колхозах и СПК, третьим задерживали пенсии, хотя они, пенсионеры, в иных случаях были единственными кормильцами в больших семьях.
Что представляла собой экономика республики тех лет, нынешнему ее руководству лучше не знать. Тянула ее тогда, по сути, одна отрасль — нефтяная. «Оборонка», которой помогли выжить меры кабинета Примакова, сидела без гособоронзаказа, село представляло собой «черную дыру», в которой исчезали бюджетные деньги. А сами эти деньги тогдашнему руководству Удмуртии приходилось с боями добывать в московских кабинетах. Слабость федерального центра буквально подталкивала глав регионов к объединениям, которые в конечном итоге могли привести к развалу страны, достаточно вспомнить проект «Уральской республики» — бог знает, чем все это могло закончиться…
«Мы верим в свои силы, в то, что мы можем по‑настоящему преобразовать и преобразить страну», — заявил Путин во время инаугурационной речи 7 мая 2000 года.
Подобного рода проекты — прямой результат знаменитой ельцинской фразы, сказанной главам регионов: «Берите суверенитета столько, сколько хотите…» Слабость федерального центра обошлась стране очень дорого: двумя чеченскими войнами и чрезвычайно тяжелым процессом приведения законодательства регионов в соответствие с федеральным. Сопротивление было очень сильным, по сути, страну пришлось собирать заново, наводя элементарный порядок в самом основании ее существования. «Единство» — ключевой термин начала 2000-х годов, отразившийся в названии крупнейшей в стране партии, всегда и во всем следовавшей президентскому курсу.
Само по себе укрепление государственности, повышение ее роли во всех сферах не замедлило сказаться на экономике. О чем говорят цифры. Всемирный банк, в симпатиях к нашей стране не замеченный, тем не менее, дает статистику, согласно которой в первые девять лет существования путинская экономика ежегодно прибавляла в среднем 7% к ВВП. И если в 1999 году показатель составлял 4,8 трлн рублей, то в 2022-м — 153,4 трлн. Безработица достигла рекордно низкого уровня.
Что касается Удмуртии, то ее ВРП в 1999 году — 17 млрд рублей, в 2007 — 205 млрд. Начало расти составляющее основу экономики региона промышленное производство (тогда это половина всего ВРП).
Как следствие, росла собираемость налогов. Если сегодня зарплата в конверте — скорее исключение, то до середины 2000-х — обычное явление. Реформа налоговой системы, введение упрощенной системы налогообложения, которая способствовала пополнению бюджета государства и сформировала в России средний класс. Сегодня Удмуртия — регион-донор в 2021 году отправивший в федеральный бюджет 200 млрд рублей.
В июне 2006 года Владимир Путин посетил в Удмуртии всероссийскую сельскохозяйственную выставку. В 90-х проведение такого мероприятия в нечерноземной республике сочли бы насмешкой: последние успехи Удмуртии в сельском хозяйстве относились к далекому советскому прошлому. Тогда многие считали: сколько колхоз не дотируй, толку все равно не будет.
Удмуртия стала одним из первых регионов, где ставка была сделана на сельское хозяйство. Сама идея полностью обеспечивать себя, продавая излишки, была оценена федеральным центром, а опыт Удмуртии представлен другим регионам Нечерноземья как образцово-показательный. Сегодняшнее изобилие продуктов собственного производства на полках магазинов региона именно оттуда, из тех решений о поддержке своих производителей, которые принимались по итогам визита президента в Удмуртию.
Не будь тех решений и той поддержки федерального центра, мы, быть может, до сих пор бы уповали на поставки «окорочков Буша» и прочего, что не доели в Европе и Штатах. Стратегия России на полную самодостаточность в продовольственной сфере дала свои результаты, которые очень хорошо видны сегодня: с санкциями Россия справляется вполне успешно.
Что собой представляла социальная сфера в 90-е, лучше не вспоминать. А если так уж хочется, то можно посмотреть фотографии тогдашних больниц и врачей, не знавших, чем лечить пациентов — лекарств в стране не было. Или вспомнить, как месяцами не платили пенсии, откуда и когда взялись на наших улицах в таком количестве бомжи и нищие. Чудовищная демографическая яма, последствия которой мы переживаем сегодня — тоже наследие 90-х.
Только с приходом к власти Владимира Путина пенсии начинают платить вовремя, а со временем началась индексация страховых и социальных пенсий. Как отмечают эксперты, работа над этим ведется одновременно с решением главной задачи — снижения уровня бедности. Так, на период 2023–2025 годов выплаты пожилым людям планируют увеличить на 18%. О таких перерасчетах до начала нулевых годов и мечтать не могли.
В 90-е невозможно было представить, что государство начнет выплаты «материнского капитала», который помог десяткам миллионов семей, внушил им уверенность в том, что страна, как бы сложно ей не было, делает все для увеличения рождаемости.
При всех огромных претензиях к работе отрасли здравоохранения нельзя не признать, что практически все медицинские учреждения Удмуртии за прошедшие годы капитально отремонтированы, а где необходимо — построены новые. Идет обновление парка медицинской техники, растут зарплаты врачей и медицинского персонала. Да, не так, как хотелось бы, да, проблем в здравоохранении огромное количество, но в сравнении с проблемами 90-х они выглядят мелкими и незначительными.
Тех, кто в сознательном возрасте застал 23-летней давности первую инаугурацию Владимира Путина, внуки когда-то наверняка спросят, а как жилось «при Путине». Ответы, несомненно, будут очень разными, поскольку все мы часто грешим тем, что помним то, что нам якобы недодали, а то, чем пользуемся, воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Поэтому, объективности ради, нужно сравнивать продолжающуюся «эпоху Путина» с «эпохами» Горбачева и Ельцина, и сравнение это будет точно не в пользу последних.
А если идти дальше, можно попробовать мысленно вычесть достижения продолжающейся «эпохи», и посмотреть, с чем мы остаемся: с распадающейся страной и как следствие — с неизбежной гражданской войной. И то, что этого сценария удалось избежать, сделав Россию способной противостоять внешней агрессии в условиях санкций — следствие тех 23 лет, что прожила страна при президенте Владимире Путине. Эпоха которого, впрочем, далеко не закончена.