В апреле о росте цен на 15-30% на авиабилеты летом заявил со ссылкой на авиакомпании замминистра транспорта Игорь Чалик, это связано с дефицитом госсубсидий. Позднее Чалик сообщил о подорожании на 5,3% за год. В свою очередь министр экономического развития Максим Решетников, ссылаясь на данные ФАС, в начале мая спрогнозировал рост цен на 10%.
В связи с такими новостями граждане вспоминают о субсидируемых билетах, часть стоимости которых оплачивает государство, пишут «Новые Известия»..
Меры поддержки пассажирских авиаперевозок в нашей стране можно поделить на три основные части: субсидирование региональных перевозок в обход Москвы, льготы для отдельных категорий граждан и «плоские» тарифы от «Аэрофлота».
В настоящее время авиакомпании не хотят летать напрямую в небольшие города. Это логично, ведь продавать дешевые билеты не выгодно, большого спроса не будет, а содержать персонал, склад запчастей необходимо. Но и дорогие билеты никто не купит. Эту проблему и должны решить государственные субсидии.
Росавиация в 2022 году утвердила перечень льготных маршрутов на 2023 год, которые проходят в обход Москвы, их число составляет 308. Самый короткий из них Новосибирск — Барнаул, самый протяжённый Новосибирск — Анадырь — 4895 км.
Согласно сведениям Росстата, средняя стоимость перелета эконом-классом на 1000 км по состоянию на 5 мая составляет 6403,16 рублей. В связи с этим можно представить цену авиабилетов в один конец в рыночных условиях, а также сколько люди потеряют, если субсидии отменят.
Без субсидий доступность авиабилетов снизится, но почему-то именно эту меру поддержки решили сократить. На облет Москвы в 2023 году должны были направить 9 млрд рублей, однако все переиграли. Правительство решило сократить субсидии на 17% - до 7,5 млрд рублей.
При этом дешевые билеты поддерживают туристический потенциал, из-за этого чаще всего более 50% субсидии оплачиваются за счёт регионального бюджета. Например, Вологодская область оплачивает 51% субсидии на маршрут Санкт-Петербург — Вологда.
Кроме того, совокупное сокращение программ поддержки уже привело к отмене 10 612 рейсов, 4947 из них приходится на труднодоступные регионы.
Программа для особых льготных категорий охватывает ключевые направления. Но если кто-то хочет купить льготный билет, то придётся проверить, попадает ли он в особую категорию льготников.
Всего для льготников разработано 154 маршрута, из них 21 — для жителей ДФО и 6 — для отдыхающих в «Океане» детей. При этом выгода по льготным тарифам получается ещё более существенная, чем на субсидируемых региональных маршрутах. Но тут надо гадать, какая выходит экономия: льготные билеты продаются одновременно с билетами за полную стоимость.
Поэтому как только люди видят разницу в ценах, то тут же покупают билеты. Из-за этого даже ввели ограничение: не более 4 билетов на одного льготника в год.
Результат — дефицит льготных билетов. Например, льготные билеты из Владивостока и Хабаровска в Москву на ближайшие даты закончились в начале апреля, тогда ближайшей датой вылета было 17 июля.
Такая ситуация повторяется каждый год. Когда поступят льготные билеты в продажу — неизвестно, поэтому люди постоянно мониторят сайты авиакомпаний.
У группы «Аэрофлот» есть своя программа стимулирования авиаперевозок — «плоские» тарифы из Москвы во Владивосток, Камчатку, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Калининград. Такие билеты имеют фиксированную стоимость, она не зависит от даты вылета и прочих факторов.
Игорь Чалик утверждает, что «Аэрофлот» теряет на «плоских» тарифах около 9 млрд рублей в год. Но это не совсем так. В прошлом году господдержка пассажирских авиаперевозок составила 100 млрд рублей, из них 26 млрд получил «Аэрофлот».
Также авиакомпания проворачивает некие схемы с программой лояльности. Сначала перевозчик сделал программу лояльности с начислением милей доступнее, понизив порог перехода в более высокие классы примерно на 20%. А позднее девальвировал бонусные мили. Например, теперь для полёта в Бангкок требуется списать в 2 раза больше миль (120 тыс. вместо 60 тыс.).
В настоящее время субсидии охватывают только зимний период, а оцениваются они в 25,3 млрд рублей — в 4 раза меньше прошлогодних. Пока что государство не приняло решение о продлении субсидий и выделении дополнительных средств. Полная отмена субсидий вызовет транспортный коллапс. Но в любом случае авиакомпании воспользуются задержкой в финансировании, и цены на билеты снова вырастут. Стоит ожидать, что авиабилеты еще не достигли пика подорожания.