Большая часть предприятий — малые и средние, шьющие изделия из готовых тканей. Ткацкие производства — это лишь малая часть участников рынка.
«Это все связано же со строительством жилья, мы в прошлом году рекорды ставили, ну и соответственно востребованность всего домашнего текстиля была на таком же уровне», — говорит Сергей Катырин, Президент Торгово-промышленной палаты России.
В Удмуртии текстильная промышленность представлена рядом предприятий, выпускающих в основном одежду и текстиль для дома. На слуху такие крупные как ижевская фабрика «Сактон», отметившая в 2021 году 75-летний юбилей и специализирующаяся на выпуске женской одежды среднего ценового уровня; «Шаркан-трикотаж», выпускающий одежду для женщин и подростков; Воткинская текстильная компания, предлагающая пошив широкой номенклатуры одежды на заказ; можгинское предприятие ПКФ «Фанат», выпускающее эксклюзивную одежду для спортивных команд под торговой маркой FANLIFE; предприятие «Ижхолст», специализирующееся на выпуске постельного белья, матрасов, подушек и одеял, а также пошиве рабочей спецодежды; глазовская фабрика «Рабочая марка», более полувека шьющая самую различную спецодежду для заводов, сферы обслуживания и медицины; фирмы «Хольстер» и «Пассат», предлагающие одежду и снаряжение для туристов, охотников и рыболовов, чехлы и кейсы для оружия, а также другие предприятия.
По данным Удмуртстата, за первое полугодие 2022 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, индекс промышленного производства Удмуртии составил 108,3%, при этом сильнее всего выросло производство текстиля — в 10,1 раза. И хотя статистические данные показывают рост текстильной промышленности региона, предприятиям в настоящее время очень сложно конкурировать с более дешевыми китайскими товарами, которыми заполнен рынок. Дополнительные трудности создает повышение цен на ткани — к примеру, турецкие и китайские производители в феврале 2022 года повысили оптовые цены примерно на треть, что увеличило себестоимость продукции примерно на 40-50%.
85% российских текстильных производств находятся в Ивановской области. Одно из них — хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы». По словам руководителя предприятия, Анны Богаделиной, оно пережило не один кризис. А в прошлом году пришлось распрощаться с одним из ключевых заказчиков.
«На протяжении 18 лет мы сотрудничали с компанией „Икеа“, и это был очень комфортный, понятный, прогнозируемый партнер, который в нашем портфеле выручки занимал порядка 40%, а в объеме загрузки мощностей производства даже до 50», — рассказала Богаделина.
Заместить такие объемы можно было, лишь найдя тех клиентов, которые за постельным бельем отправлялись в «Икеа», и напрямую продавать им товар, который ранее выпускался под шведским брендом. За полтора месяца на фабрике разработали коллекцию, аналогичную по потребительским свойствам тем изделиям, что выпускались для гипермаркета, и уже к концу прошлого года удалось полностью заместить потери.
Также предприятие активно работает с другими оффлайн-сетями — «Ашан», «Метро», «Хофф», имеется и своя региональная сеть, которая сотрудничает с малым средним бизнесом в формате оптовых продаж.
Предприятие «Русский дом» из города Фурманова Ивановской области сегодня выпускает пять видов тканей для домашнего текстиля — бязь, поплин, вафельное полотно, фланель и двунитку. В месяц компания продаёт 1,8 млн метров ткани.
Самая большая статья расходов компании — сырье. Хлопок не растет в России, его покупают за рубежом. В месяц здесь перерабатывается около 400 тонн пряжи, а на ее покупку тратится более миллиона долларов. Сегодня сырье — самая большая проблема производителей текстиля.
«Что касается льна, на сегодняшний день мы очень скромно выглядим на мировом рынке, занимаем только порядка 3%, поэтому там есть над чем работать. Государство это видит, и соответствующие средства выделяет, порядка 200 млн на технику и семена. Если говорить про хлопок, то это для нас пока экзотическое растение, потому что мы начали пытаться что-то делать в южных регионах, но я бы сказал, что это эксперимент, ни о каком промышленном производстве речи здесь не идет», — комментирует Президент ТПП России Сергей Катырин.
Сегодня сырьевая база — самая большая проблема отрасли. И если с дефицитом хлопка вряд ли можно справиться без международной политики, то другие виды сырья можно производить в России. Однако в стране нет прядильных комбинатов, это очень капиталоемкие производства. По мнению экспертов, чтобы начать восстанавливать сырьевую базу, необходима господдержка, такие меры как субсидирование части капитальных вложений при строительстве или покупке площадей, приобретении оборудования.
«Наиболее востребованное сегодня — это субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидирование ставок по лизингу, сейчас немножко так, я бы не сказал, что очень уж активно, но, тем не менее, заработала промышленная ипотека, и неплохо очень пользуются возможностями корпораций МСП и фондами развития промышленности», — говорит Сергей Катырин.
В России достаточно земель, чтобы выращивать лен и коноплю, и получать из них лубяные волокна. Достаточно леса, а из отходов переработки древесины можно использовать для производства вискозы. Не говоря уже о нефти, из которой можно производить синтетические волокна. Участники рынка говорят, что собственные прядильные комбинаты — это не только другие цены и логистика, но и сырьевая безопасность всей страны. Если они появятся, вся легкая промышленность вырастет в несколько раз.