Как пишут «Новые Известия», в перечень необходимых, по предложению Соколова, мер, входят:
Утильсбор с 2012 года платят импортеры иномарок, а с 2014 года — и отечественные производители. Базовая ставка бора — 20 тыс. рублей, а далее применяются повышенные коэффициенты. Так, за самые популярные машины с двигателем от 1 до 2 л платится утильсбор 178,4 тыс. рублей.
Первоначально утилизационный сбор вводля как замена импортным пошлинам, которые пришлось снижать из-за вступления России в ВТО, поэтому российским производителям утильсбор возвращали в виде субсидий. Однако с принятием в 2019 году новых правил гарантированная сумма возврата постепенно уменьшалась, а в 2022 году она стала нулевой. Получить возврат возможно теперь только при условии высокого уровня локализации — поэтому сегодня на полный возврат не рассчитывает ни одно предприятие.
По степени локализации даже самая «отечественная» машина — Lada Granta — имеет 4621 балл из 8800 возможных, а, к примеру, Lada Niva, выпускаемая с 1977 года, — 4156 баллов. После введения санкций степень локализации, возможно, повысилась, но вскоре большинство исчезнувших импортных компонентов заменили другие — китайские.
«Индексация» же может быть очень нескромной. Соколов еще в январе 2023 года предлагал поднять утильсбор со 178,4 тыс. рублей до 300 тысяч. Первыми от этой меры пострадают китайские автопроизводители, которые либо везут к нам полностью готовые машины, либо занимаются крупноузловой сборкой.
Китайцы здорово поджимают «Ладу»: Vesta после рестайлинга стоит от 1,24 до 1,69 млн рублей. Плюс дилерские накрутки. Это ценник без боковых подушек безопасности, системы стабилизации, климат-контроля и «автомата». А у китайских производителей все эти опции есть. За те же деньги можно приобрести седан BAIC U5 Plus или кроссовер Changan CS35 Plus, Chery Tiggo 4 или Haval Jolion в простой комплектации, лифтбек JAC J7, одна из версий которого должна стать «Москвичом-6.
Пока еще есть альтернатива отечественным машинам. Но с повышением утильсбора все они подскочат в цене, в том числе собираемые в России путем наклеивания шильдиков «Москвичи» и «Эволюты».
А чтобы покупатели уже наверняка никуда не делись, предлагается ввести ограничения по степени локализации при поставках автомобилей в рамках госзакупок, для служб такси и каршеринга.
Сегодня компании, бизнес которых связан с автомобилями, отдают предпочтение новым импортным автомобилям. В такси и каршеринге популярны Chery Tiggo 7 и Tiggo 4, JAC JS6 и J7, Geely Coolray из КНР. Исключение — Haval Jolion, который собирают на заводе в Туле, и «Москвич 3» пока с околонулевой локализацией. «Лады» на работе в крупных городах практически не встречаются.
У таксопарков и служб каршеринга практически не будет выбора. При предъявлении требований к уровню локализации, им придется закупать или Haval Jolion, по которому степень локализации в 2023 году должна достичь 50%, либо Lada Vesta, которая в 2024 году должна получить «автомат». Все остальные автомобили либо не локализованы, либо не имеют автоматической трансмиссии, без которой ни в каршеринг, ни в такси не берут.
Падение рынка коммерческих закупок грозит дефицитом автомобилей, а также ростом цен как на сами машины, так и на извоз. Уже в сентябре такси могут сильно подорожать из-за недостатка водителей с лицензиями и негуманных тарифов на ОСАГО — до 160 тыс. рублей в год. Если водителей еще лишат выбора авто, обязав приобретать одну из двух моделей, то весь рынок такси сожмется до элитных перевозок по максимальным тарифам. Каршеринг также может кратно увеличить тарифы.
Ну, а простым людям останутся общественный транспорт и самокаты.
Впрочем, плюсы у таких реформ тоже есть: в городах исчезнут пробки, а воздух будет чище.