Posted 13 июля 2023, 11:04
Published 13 июля 2023, 11:04
Modified 13 июля 2023, 11:04
Updated 13 июля 2023, 11:04
Суть нововведений максимально проста, констатирует издание. Если деньги были переведены без согласия клиента на счета мошенников, то за такую операцию ответственность несет банк, и он же должен возместить клиенту ущерб. Однако за простой формулировкой кроется масса подводных камней.
«По официальным данным, только в 2022 году со счетов россиян преступники украли более 14 млрд рублей. Больше всего опасности для потребителей представляют мошеннические схемы, где используются методы социальной инженерии. Способы остались прежними: в основном телефонное мошенничество и фишинг. Меняются только легенды и обстоятельства, которыми мошенники пользуются для обмана. Прогресс не стоит на месте: преступники учитывают все происходящие в обществе изменения», — пояснил исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ярослав Баджурак.
Угрозы потерять деньги простых людей поджидают на каждом углу. И новый законопроект не дает абсолютной безопасности. Это заложено уже в утвержденные формулировки. Во-первых, банк должен наверняка знать, что перевод совершается в пользу мошенников, а во-вторых, он должен быть уверен, что перевод совершается не по доброй воле клиента.
«С этим есть большие проблемы. Банк не вездесущ: он не прослушивает телефонные переговоры, не читает в реальном времени переписок своих клиентов с предполагаемыми мошенниками. Банки не имеют права задерживать и допрашивать подозреваемых, обыскивать их и использовать прочие методы из арсенала детективной работы. Что им остается? Помочь им уполномочен только Банк России, который, как закреплено в законопроекте, устанавливает признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента», — рассказал управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин.
Главный признак мошеннической транзакции — это нахождение счета получателя в черном списке ЦБ. И деньги будут возмещены лишь в случае, если банк осуществил перевод на один из таких счетов.
«Каким же образом банк будет противодействовать злоупотреблению доверием? Ведь большинство мошеннических действий осуществляются с использованием социальной инженерии — вводят в заблуждение, убеждают и запугивают человека, который фактически сам делает непоправимое и отдает деньги мошенникам», — сомневается эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко.
В законе предусмотрен двухдневный «период охлаждения», в течение которого банк не станет переводить деньги подозрительному получателю и уведомит об этом клиента. Два дня — срок для того, чтобы здравомыслие победило, а перевод мог быть отменен. Однако, если человек спустя это время будет настаивать на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги.
«База формируется на основании сообщений о случившихся мошенничествах, поступающих из МВД и кредитных организаций. Это означает, что будет существовать риск того, что через фильтр смогут проскакивать новые способы мошеннического отъема денег, не подпадающие под признаки подозрительности на текущий момент», — полагает криптоинвестор и финансовый консультант Руслан Захаркин.
По его мнению, есть риск того, что банки могут скептически относиться к заявлениям на возврат средств. Эксперты подозревают, что некоторые люди, совершившие законный перевод (заплатили за качественный товар или услугу, одолжили денег знакомом), могут начать злоупотреблять этим законом и требовать от банков возврата средств.
Но самое главное заключается в том, что безопасность финансов — дорогое удовольствие. И оплачиваться оно будет, скорее всего, за счет кошелька рядового гражданина.
«Фактически новый закон накладывает на банки дополнительные обязанности. Банк-отправитель должен общаться с банком-получателем для проведения проверок, усложнять свои процедуры. Да и возврат будет проводить за свой счет. С точки зрения банков — сомнительное удовольствие. Банки, конечно, могут выполнить любой каприз, но только за счет клиента», — уверен замначальника управления информационной безопасности ББР Банка Александр Петровский.
«Новый закон никак не скажется на безопасности граждан, зато может поднять размер комиссий за переводы в виду дополнительной нагрузки на банковскую систему и внеочередные проверки. Уверен, что комиссии вырастут не только между переводами из одного банка в другой, но и между одним и тем же банком. Скинуть 1000 рублей со „Сбера“ на „Сбер“ без комиссии будет настоящим чудом», — догадывается Руслан Захаркин.
Тем временем гражданам эксперты советуют помнить, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Любой звонок, любое обращение гражданам следует рассматривать с точки зрения презумпции виновности: пусть докажут, что звонят не мошенники. И нельзя забывать, что быстрота и удобство переводов находятся с безопасностью средств на разных полюсах.