Эксперты узнали, почему закон о возврате отданных мошенникам денег не будет работать

Эксперты узнали, почему закон о возврате отданных мошенникам денег не будет работать

13 июля 2023, 15:04
Госдума на днях приняла поправки в законодательство о национальной платежной системе. В соответствии с ними, через год банки должны будут возвращать гражданам деньги, которые те отправят телефонным мошенникам. «Новые Известия» узнали, почему новые правила работать не будут.

Суть нововведений максимально проста, констатирует издание. Если деньги были переведены без согласия клиента на счета мошенников, то за такую операцию ответственность несет банк, и он же должен возместить клиенту ущерб. Однако за простой формулировкой кроется масса подводных камней.

«По официальным данным, только в 2022 году со счетов россиян преступники украли более 14 млрд рублей. Больше всего опасности для потребителей представляют мошеннические схемы, где используются методы социальной инженерии. Способы остались прежними: в основном телефонное мошенничество и фишинг. Меняются только легенды и обстоятельства, которыми мошенники пользуются для обмана. Прогресс не стоит на месте: преступники учитывают все происходящие в обществе изменения», — пояснил исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ярослав Баджурак.

Угрозы потерять деньги простых людей поджидают на каждом углу. И новый законопроект не дает абсолютной безопасности. Это заложено уже в утвержденные формулировки. Во-первых, банк должен наверняка знать, что перевод совершается в пользу мошенников, а во-вторых, он должен быть уверен, что перевод совершается не по доброй воле клиента.

«С этим есть большие проблемы. Банк не вездесущ: он не прослушивает телефонные переговоры, не читает в реальном времени переписок своих клиентов с предполагаемыми мошенниками. Банки не имеют права задерживать и допрашивать подозреваемых, обыскивать их и использовать прочие методы из арсенала детективной работы. Что им остается? Помочь им уполномочен только Банк России, который, как закреплено в законопроекте, устанавливает признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента», — рассказал управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин.

Главный признак мошеннической транзакции — это нахождение счета получателя в черном списке ЦБ. И деньги будут возмещены лишь в случае, если банк осуществил перевод на один из таких счетов.

«Каким же образом банк будет противодействовать злоупотреблению доверием? Ведь большинство мошеннических действий осуществляются с использованием социальной инженерии — вводят в заблуждение, убеждают и запугивают человека, который фактически сам делает непоправимое и отдает деньги мошенникам», — сомневается эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко.

В законе предусмотрен двухдневный «период охлаждения», в течение которого банк не станет переводить деньги подозрительному получателю и уведомит об этом клиента. Два дня — срок для того, чтобы здравомыслие победило, а перевод мог быть отменен. Однако, если человек спустя это время будет настаивать на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги.

«База формируется на основании сообщений о случившихся мошенничествах, поступающих из МВД и кредитных организаций. Это означает, что будет существовать риск того, что через фильтр смогут проскакивать новые способы мошеннического отъема денег, не подпадающие под признаки подозрительности на текущий момент», — полагает криптоинвестор и финансовый консультант Руслан Захаркин.

По его мнению, есть риск того, что банки могут скептически относиться к заявлениям на возврат средств. Эксперты подозревают, что некоторые люди, совершившие законный перевод (заплатили за качественный товар или услугу, одолжили денег знакомом), могут начать злоупотреблять этим законом и требовать от банков возврата средств.

Но самое главное заключается в том, что безопасность финансов — дорогое удовольствие. И оплачиваться оно будет, скорее всего, за счет кошелька рядового гражданина.

«Фактически новый закон накладывает на банки дополнительные обязанности. Банк-отправитель должен общаться с банком-получателем для проведения проверок, усложнять свои процедуры. Да и возврат будет проводить за свой счет. С точки зрения банков — сомнительное удовольствие. Банки, конечно, могут выполнить любой каприз, но только за счет клиента», — уверен замначальника управления информационной безопасности ББР Банка Александр Петровский.
«Новый закон никак не скажется на безопасности граждан, зато может поднять размер комиссий за переводы в виду дополнительной нагрузки на банковскую систему и внеочередные проверки. Уверен, что комиссии вырастут не только между переводами из одного банка в другой, но и между одним и тем же банком. Скинуть 1000 рублей со „Сбера“ на „Сбер“ без комиссии будет настоящим чудом», — догадывается Руслан Захаркин.

Тем временем гражданам эксперты советуют помнить, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Любой звонок, любое обращение гражданам следует рассматривать с точки зрения презумпции виновности: пусть докажут, что звонят не мошенники. И нельзя забывать, что быстрота и удобство переводов находятся с безопасностью средств на разных полюсах.

#Дмитрий Чернов #Мошенничество #Мошенники #Банки #Финансы #Безопасность #Телефонные мошенники #Россия
Подпишитесь