На политическом горизонте Удмуртии дорожник Александр Соловьев появился в 2003 году, когда во второй раз (в первые выборы не прошел) принял участие в выборах и стал депутатом Госсовета республики.
Как вспоминал Соловьев в апреле 2022 года в одном из интервью, через несколько месяцев после избрания депутатом к нему обратился президент Удмуртии Александр Волков с предложением занять должность первого заместителя председателя Госсовета. Большинством голосов депутаты одобрили его кандидатуру. В парламенте Соловьев возглавил комиссию, отвечающую за экономику и бюджет, и, по его словам, «справлялся неплохо».
В 2007 году Александр Соловьев вновь побеждает на выборах в Госсовет, и теперь становится во главе парламента. На этот пост его снова «делегирует» Александр Волков.
А в 2014 году бывший дорожник и депутат сделает шаг, который в конечном итоге приведет его к скамье подсудимых, болезни и смерти.
Стать руководителем Удмуртии Александру Соловьеву предложил первый заместитель руководителя администрации Президента России (в 2014 году) Вячеслав Володин. «Я думал, он шутит», — вспоминал Соловьев в 2022 году.
«Я сам был крайне удивлен. Я никогда, ни в какое время не рассчитывал, что я буду главой Удмуртии И уже на последней встрече с Президентом России в Ново-Огарево я сказал: „Владимир Владимирович, ну мне 64 года, чего мне искать? Уже возраст не тот“. Он говорит: „Возраст подходящий“. Ну, и я дал согласие. Я представлял фронт работы, и меня почему-то это не испугало нисколько».
На выборы главы региона в 2014 году Александр Соловьев шел с лозунгом «Удмуртия. Перемены к лучшему», и набрал 84,84% голосов избирателей. Жители республики, голосовавшие за Александра Соловьева, ждали перемен. Но надежды на изменение в системе власти сменились разочарованием.
«Конечно, я изменить хотел многое. Но за три года, которые я проработал, изменить невозможно все, что ты хочешь. Но мы делали, и мы этой командой за три года сделали немало. Нашу команду интересовало одно — об Удмуртии должны слышать, ее должны видеть. И мы старались заманить в республику как можно больше первых лиц федерального уровня», — вспоминал Александр Соловьев в апреле 2022 года.
В родной Удмуртии уроженец Алнашского района чувствовал себя «как рыба в воде». Был свой для всех: и для чиновника, и для тракториста.
«Я когда во власти был, я никогда не думал, что я глава республики. Я приезжал на ферму и встречался с людьми, мог хоровод завести, мог с ними выпить самогонки. Ну, это что, неправильно? Правильно. Такими руководители и должны быть», — рассказывал экс-глава Удмуртии.
На своем высоком посту Александр Соловьев пробыл три года. Он добился высочайшего одобрения празднования 100-летия со дня рождения ижевского конструктора-оружейника Михаила Калашникова и 100-летия со дня образования Удмуртской Автономной Советской Республики. Но праздника для него уже не случилось.
Все изменилось для Соловьева в 2017 году. По словам бывшего главы региона, его вызвал к себе первый заместитель руководителя администрации Президента России Сергей Кириенко и завел с ним серьезный разговор.
«Пишут, что я алкоголик, что на работу пьяным прихожу. Ну, я-то ведь знаю, какой я алкоголик? Я приходил на работу всегда в 8 часов и уходил, как правило, в 22 и 23 часа. В разговоре с Сергеем Кириенко говорю ему: „Сергей Владиленович, здесь ерунда написана полная. Кто написал, не знаю, да и подписи-то нет. Если Вы мне не верите, я готов написать заявление, и завтра я на работу не выхожу“. Он сказал: „Нет, так не пойдет“. Ну, я поработал еще недели две и тут уже… все остальное».
«Все остальное» началось для Александра Соловьева в апреле 2017 года. Арест, перевозка в Москву с черным мешком на голове, обвинение в крупной взятке на строительстве Камского моста, отстранение от должности Президентом России «в связи с утратой доверия», временный изолятор, суд, приговор.
«Это самый страшный день, по-моему, в моей жизни. Я не понимаю, как я его пережил. Когда я уже оказался в аэропорту, посадили на самолет, я понял, что меня везут в Москву, я уже считал себя не человеком. Ну, а когда уже привезли в Следственный комитет России и предъявили обвинение, я сказал: „Все это ерунда, я на основании 151 статьи никаких показаний давать не буду. Этого не было, я таких денег, 150 миллионов, которые я взял взятку, я в жизни их не видел“», — вспоминал Соловьев в апреле 2022 года.
Следствие предъявляло бывшему главе Удмуртии, что в 2014–2016 годах он получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарки, взятки на общую сумму 139 млн рублей, доли участия в коммерческой организации, стоимостью 2,7 млн рублей, а также в виде незаконного оказания ему кадастровых услуг имущественного характера.
Во время предварительного следствия бывший глава Удмуртии дал признательные показания о факте взятки. На суде они сыграли свою роль:
«Признательные показания я давал в Следственном комитете. Я соглашался, не знаю, почему. В суде я не давал признательных показаний. Наоборот, в суде свидетели обвинения говорили как раз напротив».
Признательные показания не в пользу бывшего руководителя региона на суде дал тогдашний бывший замминистра транспорта, тезка обвиняемого. Он заключил сделку со следствием, которое считало, что замминистра являлся посредником при передаче взяток экс-главе Удмуртии.
Судебного процесса обвиняемый Соловьев ожидал два года, находясь в Следственном изоляторе. По его словам, это время дало о себе знать:
«Потихоньку не то что ты тупеешь, а думаешь, как из этой ситуации выйти. Я сидел так и думал про себя — вот моя жизнь и кончилась на этом».
По ходатайству адвоката суд изменил Соловьеву меру пресечения на домашний арест, где бывший глава региона, а теперь подсудимый ожидал приговора. То, что шансы на оправдательный приговор крайне малы, Соловьев прекрасно понимал. Может быть, поэтому на последнее заседание суда явился наголо бритым и в свитере, а не в обычном для себя деловом костюме. И опасения подтвердились.
На суде экс-глава Удмуртии свою вину не признал. Несмотря на это и на веские доказательства стороны защиты, в октябре 2020 года Завьяловский районный суд приговорил Александра Соловьева к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в размере 275 млн рублей.
Приговор Александр Соловьев выслушал спокойно. Хотя за неделю до этого его пришлось доставлять в ГКБ№1 Ижевска с высоким давлением под 270.
В немногочисленных интервью, данных во время судебного процесса, Александр Соловьев связывал свой арест с тем, что незадолго до этого в Красной поляне на встрече губернаторов с тогдашним премьером Дмитрием Медведевым якобы поднял неприятный для федерального центра вопрос о распределении налогов между ним и регионами.
«Меня тогда не поняли», — намекнул экс-глава Удмуртии в одном из интервью.
«Главная вина Соловьева в том, что он дал окружить себя множеству прохиндеев. Думаю, что большая доля ответственности за это лежит и на его дочерях. Деньги, полученные, по версии следствия, в качестве взяток, не найдены, а это же большая сумма — порядка 140 млн рублей. Эти пропавшие 140 млн — самое слабое место в данном уголовном деле», — пояснял в 2020 году Udm-Info исполнительный директор АНО «Ижевский ЭПИцентр» Сергей Щукин.
Признаков коррупции, по словам Сергея Щукина, «в дорожной отрасли хватало и при Волкове, и при Соловьеве, и сейчас при Бречалове они есть».
«Прошло время, я оказался с семьей, и я думаю иногда — где я вырос, в каком государстве правовом, у них ведь сегодня один ответ — виновен и все, как бы ты ни оправдывался. Я рассчитывал, что суд отнесется несколько по-другому. У нас были документы, они и сейчас есть, что человек, который дал против меня признательные показания, в течение 2013–2014 годов гасит 96 млн своей задолженности. Но суд не принял. Не думал никогда, что буду судимым. Я к суду относился как-то по-другому. Я думал, что есть третья власть, которая рассматривает все целиком и полностью, слышит и понимает, и принимает правильное решение. У меня оно (отношение к суду — ред.) изменилось», — говорил Соловьев в апреле 2022 года.
В марте 2021 года осужденного экс-главу Удмуртии суд освободил от отбывания наказания в виде лишения свободы из-за тяжелой болезни — у него была онкология почек.
После этого Александр Соловьев находился дома, передвигаясь на инвалидной коляске, лечился и вспоминал прожитые годы.
Настроение приговоренного больного 73-летнего бывшего главы республики лучше всего характеризуют его высказывания:
«Когда человек болен, и когда человек не может ходить — ну, настроение сам себе поднимаешь. Чем? Интересуешься, а что в республике, а что в государстве нашем творится».
«Я пережил все это только благодаря своей семье. Больше никому. Спать ложишься и думаешь — ну время-то прошло, ну 71 год, пора бы уходить из жизни. Просыпаюсь — нет, я живой. Снова вижу жену, садимся чай пить. У меня в душе нехорошее чувство, что я дожил до 71 года. Я хотел быть пенсионером, спокойно пожить, побыть с внуками. Но, к великому сожалению, все это оборвалось одним разом».
«О прожитых мной годах я не жалею. Везде побывал, много видел, много было встреч. Не жалею, что женился на своей жене Нине. Я жалею только об одном — что я, работая в качестве главы Удмуртии, оказался обвиняемым. Еще раз хочу сказать, не понимаю, обвиняемым за что».
«Ладно, будем терпеть, будем смотреть, насколько нас хватит в этой жизни. Мне стыдиться нечего».
Это было последнее интервью Александра Соловьева. 24 июля 2023 года бывший глава Удмуртии ушел из жизни.
Соболезнования семье публично выразили правительство региона, администрация и гордума Ижевска, и даже простые жители республики. Проигнорировали факт кончины бывшего руководителя Удмуртии только нынешний ее глава Александр Бречалов и Госсовет, где Соловьев трудился 10 лет.
Редакция Udm-info выражает соболезнования родным и близким Александра Васильевича Соловьева.