«И госпредприятия, и просто бизнес российский в три раза увеличили спрос на российский программный продукт», — говорит Сергей Катырин, Президент Торгово-промышленной палаты России.
Объем рынка программного обеспечения в России — 2 трлн 200 млрд рублей. В отрасли выделяются четыре крупных сегмента: инженерное ПО (по оценкам участников рынка, около 20 млрд составляет только доля российских разработчиков), операционные системы (5 млрд), видеоконференцсвязь (до 10 млрд), и офисные пакеты (около 12 млрд рублей). Всего в стране 740 тысяч программистов и более 23 тысяч IT-компаний.
Удмуртские IT-компании с весны прошлого года фиксируют взрывной рост: у нас это разработчики электронного документооборота, телекоммуникационного оборудования для систем операторов связи и даже роботов, распознающих текстовую речь.
Очень востребованной, к примеру, стала разработанная ижевскими программистами система управления пекарней.
В какое время на прилавках должен появиться горячий хлеб, сколько нужно испечь пирожков и булочек, чтобы к концу дня их осталось минимум на остатках, и даже то, как меняются вкусы покупателей, может анализировать эта программа. Для компании Дмитрия Стаханова это был стартап, который появился несколько лет назад, а сегодня вышел на международный уровень. Сейчас программой пользуются тысячи клиентов — от мини-пекарен до крупных федеральных сетей. А с введением санкций и уходом с рынка европейских разработчиков количество клиентов у айтишников выросло кратно.
Программа позволяет удаленно отслеживать все финансовые показатели, а также все нюансы бизнеса — не пустуют ли витрины, не хромает ли сервис, — словом, все процессы от входа сырья на производство до выхода готовой продукции, — и все это в смартфоне у руководителя, которому нет нужды лично присутствовать на производстве.
Разработка москвичей «Мой офис» предлагает полный набор инструментов для работы с документами. Это хранение информации, почтовый сервис, корпоративный мессенджер. В прошлом году выручка компании выросла в 4 раза и превысила 3 млрд 300 млн рублей, а число клиентов увеличилось втрое.
Пять лет назад три сотрудника екатеринбургской «СКБ Контур» придумали для своей компании сервис для видеоконференцсвязи. За год он заместил внутри компании остальные ВКС, и тогда его решили вывести на внешний рынок. Чтобы продукт хорошо продавался, его переписали под несколько операционных систем, в том числе под Alt. Сейчас у сервиса 400 тысяч пользователей. Он приносит компании 260 млн рублей в год. А трудятся над ним 50 программистов. Одновременно в конференции на «Контур Толк» может участвовать 400 человек.
В 2022 году для каждой отрасли экономики в России создали ИЦК — индустриальные центры компетенций, объединяющие заказчиков и разработчиков, которые вместе решают, какой софт взамен иностранного нужно разработать. На создание и внедрение цифровых решений из бюджета было выделено почти 50 млрд рублей.
Однако в Торгово-промышленной палате говорят, что крупные заказы, как правило, достаются крупным разработчикам. А внимание необходимо уделять и небольшим региональным IT-компаниям.
«Крупные игроки не всегда видят соответствующей квалификации кадры в малых компаниях, которые бы они могли привлечь, и часть этой работы поручить им. И посему, конечно, большая часть этих заказов самых объемных и самых дорогих достается, конечно, таким гигантам. На наш взгляд, должны более активно этим малым компаниям какой-то сегмент работы, конечно, выделять. У нас есть совет по информационной политике и цифровизации, они организовали презентацию для компаний, в первую очередь, для малых и средних компаний с их продуктом, с их софтом для российских предпринимателей», — говорит Сергей Катырин, президент ТПП России.
Компания «Базальт СПО» — разработчик российской операционной системы «Альт». Алексей Смирнов, один из основателей и председатель совета директоров, объясняет:
«Операционка — это то, чего не замечает рядовой пользователь. Она находится „посередине“ между „железом“ и программами. Если пользователь операционку начинает замечать, значит, что-то пошло немножко не так… К примеру, во всех ЗАГСах России стоит ОС „Альт“, о чём сотрудники, наверное, не догадываются».
Компания «Аскон» появилась одновременно с IT-отраслью в стране, она основана в 1989 году. Сегодня это крупнейший поставщик софта для промышленности. C Alt, в частности, совместим «Компас 3D» — одна из самых популярных в стране инженерных программ. С ее помощью можно проектировать здания, транспорт, оборудование для нефтегазовой, химической, энергетической промышленность, металлургии. Сегодня у компании 7 базовых программ и десятки библиотек и приложений к ним. На решениях «Аскон» работают 15 тысяч промышленных предприятий, в их числе и «АВТОВАЗ».
Правда, самое сложное ПО еще требует доработки. Спроектировать автомобиль на отечественных решениях пока нельзя. Но это в планах на ближайшие 3-5 лет.
«Мы разработаем уже тяжелый PLM-комплекс, который будет закрывать задачи проектирования и производства головных изделий любой сложности, то есть условно говоря, самолеты, корабли, двигатели, — говорит Александр Голиков, совладелец, председатель Совета директоров „Аскон“.
С 2025 года весь госсектор должен перейти на отечественные операционные системы, офисный пакет, системы виртуализации и управления базами данных. Бизнеса эти требования не касаются. Но в Торгово-промышленной палате уверены, что чем раньше компании начнут переход, тем проще пройдет этот процесс.
«Сегодня российские программные продукты по некоторым направлениям не хуже, чем зарубежные, а иногда и лучше намного, — говорит Сергей Катырин, Президент ТПП РФ. — То, что касается госкомпаний, компаний с госучастием, конечно, это вопрос принципиальный, чтобы они перешли на российский софт. Естественно, нам хочется, чтобы у всех была возможность воспользоваться российским софтом, где бы они ни работали, в каких бы отраслях ни находились».
За год работы индустриальных центров компетенций по всем отраслям выявили более тысячи иностранных решений, влияющих на стабильность производства. Шестая часть из них пока не имеет отечественных аналогов. Поэтому рано говорить о полном отказе от иностранных разработок. Но российский софт совершенствуется и становятся конкурентоспособными. А участники рынка уверены, что импортозамещение в IT — это вопрос комплексный. И оно наступит тогда, когда у пользователей будут российские компьютеры, работающие на российских операционных системах, и целый ряд российских программ.