Posted 23 августа, 08:43

Published 23 августа, 08:43

Modified 23 августа, 08:48

Updated 23 августа, 08:48

Тайны подземелья: подрядчик рассказал, почему провалился ремонт перехода возле УдГУ

23 августа 2023, 08:43

Подрядчик рассказал, почему переход около УдГУ отремонтировать невозможно

УФАС по Удмуртии накануне внесло сроком на 2 года в реестр недобросовестных поставщиков казанскую компанию «Марстрой». Она так и не смогла завершить ремонт подземного перехода около комплекса зданий УдГУ. Почему так произошло, рассказал гендиректор «Марстроя» Булат Хикматуллин.

Переход наличности

Это была уже четвертая попытка чиновников муниципалитета привести, наконец, в порядок подземный переход, расположенный почти в самом центре Ижевска, по которому в лучшие времена проходило более 15 тысяч горожан в сутки. ООО «Марстрой» стало второй строительной организацией, отношения с которой разрывает администрация удмуртской столицы. Предыдущий подрядчик также был признан недобросовестным и изгнан с объекта.

Очередной раунд этой бесконечной истории начался с того, что 24 ноября прошлого года около 17 часов сотрудница Удмуртского госуниверситета, возвращаясь с работы, спускалась в переход, поскользнулась на лестнице и сильно травмировала ногу. История, о которой первым сообщило тогда Udm-Info, вызвала большой общественный резонанс. Люди требовали отремонтировать переход, и в муниципалитете стали готовить торги по поиску подрядчика.

До этого переход уже трижды пытались реконструировать. Сначала желания мэрии не были подкреплены деньгами. Извернуться пытались по-всякому, но безуспешно. В начале 2017 года власти Ижевска планировали передать переход в концессию для проведения в нем реконструкции, однако желающих не нашлось. В 2021 году правительство Удмуртии готово было выделить 17,3 млн рублей на ремонт перехода из бюджета региона при условии софинансирования с городом и инвестором. Но и тогда не смогли отыскать инвестора, готового вложить деньги в это сомнительное предприятие.

Когда деньги в городской казне все-таки отыскали, летом прошлого года была предпринята еще одна попытка отремонтировать объект за 19,2 млн рублей, но тогда в проекте реконструкции забыли предусмотреть ливневую канализацию. Работы пришлось свернуть, обвинив в случившемся подрядчика, контракт с которым в итоге муниципалитет расторг.

В начале нынешнего года торги объявили заново. Прием заявок на конкурс завершился 27 января. Муниципалитет Ижевска был готов заплатить победителю за работу около 20 млн рублей, причем чуть меньше 6 млн из них — в качестве аванса. На этот раз, согласно условиям муниципальной закупки, работы должны были проходить с 15 апреля до 31 июля нынешнего года.

Единственным участником и победителем зимнего конкурса стало ООО «Марстрой» из Казани. По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», эта компания зарегистрирована всего год назад — 29 августа 2022 года. То ли молодость фирмы, то ли ее иногороднее происхождение привели к тому, что единственный учредитель и генеральный директор «Марстроя» Булат Хикматуллин не придал значения печальному опыту своего предшественника на объекте.

Надо сказать, что ранее никто из клиентов не имел оснований даже заподозрить «Марстрой» в недобросовестности. В сферу деятельности ООО входит строительство зданий, разработка строительных проектов, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха и еще 9 видов деятельности. За время существования компания оказала услуг на 14 млн рублей. В частности, отремонтировала районную больницу в Архангельской области и установила ограждение в спортшколе в Твери, получив высокие оценки и положительные отзывы заказчиков.

«Проект сырой, смета сырая…»

В Ижевске же у «Марстроя» как-то сразу не заладилось. Генеральный директор компании Булат Хикматуллин, который раньше не комментировал ситуацию, после решения Федеральной антимонопольной службы решил прервать молчание и раскрыл тайны ижевского подземелья. По его словам, при нынешнем положении дел отремонтировать переход в принципе невозможно.

Хикматуллин рассказывает, что бесславная история очередного ремонта началась с того, что представителей компании допустили на объект для его осмотра только после подписания договора. И лишь в этот момент выяснилось, что демонтажные работы в переходе предыдущий подрядчик выполнил не наполовину, как утверждали представители «СБиДХ», а в лучшем случае на 3%.

«Все это пришлось делать нам, что привело не только к увеличению сроков, но и к фактическому удорожанию ремонта. Переговоры о внесении изменений в договор ни к чему не привели, но мы не останавливали работы. Рассчитывали, что возникшая проблема решится в рабочем порядке», — рассказал корреспонденту Udm-Info Булат Хикматуллин.

Сейчас он уже понимает, что заниженный объем, якобы, уже выполненных демонтажных работ был только первым тревожным звонком. Настоящие проблемы начались позже. Как выяснилось, переход предполагалось ремонтировать по тому же проекту, по которому не смог работать прежний подрядчик. И проект этот, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

«Проект вообще не соответствует реальному подземному переходу, который мы взялись ремонтировать. Там ни замеры, ни оси, ни точки не бьются. Неквалифицированно выполнен был проект. Такое впечатление, что замеры там проектанты вообще не брали, просто сделали на глазок. И проект сырой, и смета сырая. Работать по ним оказалось невозможно», — возмущается гендиректор «Марстроя».

Эту информацию ранее корреспонденту Udm-Info подтвердил активист-общественник Андрей Ялунин, хорошо знакомый с ситуацией. Он также убежден, что реконструировать подземный переход пришлось по некачественному проекту.

«Тут проект кривой. Сверху стоимости контракта еще ориентировочно нужно 10 млн рублей. Подрядчики аванс потратили, но закончили всего 30% работ. Не хватает денег на реализацию, очень много чего не было учтено в документации. И нет рабочей силы, кто готов работать за эти деньги», — рассказал Ялунин корреспонденту Udm-Info.

После этого становится понятным, почему заказчики так не хотели показывать строителям реальное состояние перехода до того, как те подпишут договор, затянув тем самым петлю на своей шее. При этом «Марстрой» предлагал подготовить своими силами новый проект. У компании есть возможности для этого. Однако такое предложение встретило у руководства «СБиДХ» категорический отказ.

«Качественный проект с нормальными замерами для такого объекта стоит недорого. Мы могли бы разработать его своими силами и предлагали службе благоустройства сделать это. По этому поводу в „СБиДХ“ даже состоялось двухчасовое совещание. Но единственным, кто нас тогда согласился хотя бы выслушать, был как раз заместитель начальника МКУ Ижевска „СБиДХ“ по производству Игорь Наумов, которого потом обвинили в срыве ремонта и с треском уволили еще до решения УФАС. Складывается впечатление, что Наумов — единственный человек в службе благоустройства, кто действительно хотел довести дело до конца», — предполагает Булат Хикматуллин.

Опять на грабли?

На данный момент финансовые вопросы между заказчиком и ООО «Марстрой» до конца так и не урегулированы. Удмуртское управление ФАС не располагает такими полномочиями, а судебная тяжба между «СБиДХ» и ООО «Марстрой, по-видимому, еще впереди. В муниципалитете хотят взыскать с подрядчика весь ранее выплаченный почти 6-миллионный аванс, но Булат Хикматуллин платить категорически не согласен. По его словам, аванс полностью отработан.

«Если в процессе согласования выявится какой-то остаток, его мы вернем. Чужие деньги нам не нужны. Но весь аванс возвращать, конечно, не будем. Мы его отработали», — подчеркнул Булат Хикматуллин.

В свою очередь в администрации Ижевска до сих пор уверены, что капитальный ремонт подземелья на улице Удмуртской провалился исключительно по вине подрядчиков, и примкнувшего к ним замначальника «СБиДХ» Игоря Наумова. Такую позицию озвучил, в частности, временно исполняющий полномочия главы города Ижевска Владимир Гуляев.

«Администрация города в одностороннем порядке расторгает контракт на ремонт подземного перехода около университета. Работы на объекте вместо 1 апреля начались только 10 мая, за это с подрядчика взысканы штраф и неустойка. Но и с себя ответственности за срыв сроков не снимаем: приняли кадровые решения. Покидает пост заместитель руководителя „Службы благоустройства и дорожного хозяйства“, который курировал проект», — заявил Владимир Гуляев.

Как рассказал и. о. градоначальника, в ближайшее время планируется объявить новые торги на завершение реконструкции объекта. Построенный еще в 1978 году переход с тех пор ни разу не ремонтировался. В прошлом году на это обратил внимание даже глава Удмуртии Александр Бречалов, когда инспектировал проблемные места в Индустриальном районе удмуртской столицы.

«Подключим к проекту преподавателей и студентов вуза — будет здорово, если переход станет не просто удобным и доступным для маломобильных граждан, но и наполнится смыслами. У студентов уже есть несколько вариантов для оформления: Чайковский, предприятия города, история университета», — написал тогда Бречалов в социальной сети.

Однако, по мнению профессионального строителя Булата Хикматуллина, все это утопия. Тем потенциальным подрядчикам, кто захочет поучаствовать в новых торгах на ремонт подземного перехода, он рекомендует связаться с ним и узнать, что представляет из себя этот полуразрушенный туннель на данный момент.

«Призываю коллег-строителей внимательно изучить проектно-сметную документацию, прежде чем ввязываться в эти торги. Если это окажется по каким-то причинам невозможным, можно связаться со мной, и я расскажу, с какими проблемами вы столкнетесь на практике. Я долго ничего не говорил по этому поводу, мы действительно хотели справиться с объектом, который 3 года никто не мог сделать. Ведь это и отзывы, и репутация для нашей молодой компании. Но, кажется, ремонт этого перехода нужен был только нам, и еще горожанам, студентам, которые вынуждены сейчас пересекать оживленный проспект по проезжей части. У чиновников, предположу, совсем другие планы», — рассуждает Булат Хикматуллин.

По его словам, для того, чтобы у комплекса зданий Удмуртского госуниверситета действительно появился удобный и безопасный подземный переход вместо имеющейся сейчас безобразной ямы, следует, в первую очередь, провести независимую экспертизу всей проектно-сметной документации. А затем, на основании выводов экспертов, признать ошибки и заказать новый качественный проект.

Только после этого можно будет реально оценить объем предстоящих затрат, найти деньги и объявить торги в поисках нового подрядчика. Иначе пятая попытка ремонта перехода закончится тем же, чем и четыре предыдущих, — уверен Хикматуллин.

Добавим, что если какой-нибудь человек много раз наступает на одни и те же грабли и получает этими граблями по своему бестолковому лбу, это свидетельствует, либо о его беспросветной глупости, либо о полной некомпетентности. Предлагаем нашим читателям самим разобраться, по какой из этих двух причин руководители МКУ Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» («СБиДХ») раз за разом безуспешно пытаются восстановить подземный переход около УдГУ, но сталкиваются лбом с одной и той же проблемой. Подчеркнем, что за выбор наших читателей редакция Udm-Info ответственности не несет.